Большаков Константин Аристархович |
|
1895-1940 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Большаков Константин АристарховичБольшаков Константин Аристархович [14(26).5.1895, Москва — 21.4.1938 или 28.1.1940, в заключении] — поэт, прозаик. Отец, Аристарх Иванович Большаков, окончивший естественный факультет Московского университета и ставший судебно-медицинским экспертом, имел чин статского советника. Мать — Наталья Францевна, урожденная Гризен. Выросший на окраине Москвы и проникшийся ее провинциальным духом, Большаков после окончания 7-й московской гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. К тому времени он уже писал стихи и получил напутствие В.Брюсова. В ранних поэтических опытах Большакова счастливо уживались тенденции кубофутуристов (прежде всего Маяковского) и эгофутуриста Игоря Северянина. А первый сборник стихов и прозы Большакова «Мозаика» одобрил Н.Гумилев (Аполлон. 1911. №6). В 1913 Большаков опубликовал поэму «Lefutur» («Будущее») с иллюстрациями «лучистое» Н.Гончаровой и М.Ларионова, которая указом императора была конфискована «за безнравственность». В творческом развитии Большаков сказался и акмеистический опыт М.Кузмина с его культом «мелочей прелестных». Такой симбиоз разнородных художественных течений воплотился в сборнике Большакова «Сердце в перчатке» (М., 1913). В этом году Большаков вошел в состав литературной группировки «Мезонин поэзии», где соседствовали и будущий имажинист Вадим Шершеневич, и бывший символист Валерий Брюсов. Эклектизм поэзии Большаков, им не скрываемый, наглядно предстал в его дальнейших публикациях — в альманахе футуристов и «Центрифуги», где наряду с ним публиковались Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров. И тем не менее Большаков выделялся среди других. Б.Пастернак, в «Охранной грамоте» все проверявший гением юного Маяковского, отмечал: «Из множества поэтов, которых я видел рядом с ним, Большаков был единственным, кого я совмещал с ним без всякой натяжки. Обоих можно было слушать в любой последовательности, не насилуя слуха. В обществе Большакова за Маяковского не болело сердце, он был в соответствии с собой и не ронял себя». Вырвала Большакова из литературной беспутницы Первая мировая война. Он бросает университет, поступает в Николаевское кавалерийское училище, получает звание корнета. Его направляют в действующую армию. О дальнейшей своей судьбе Большаков рассказал коротко: «За царской армией непосредственно следовала Красная, демобилизация постигла меня, двадцатишестилетнего начальника штаба приморской крепости "Севастополь", только в 1922 году». Тогда же произошло расставание Большакова с поэзией. «Расставшись с литературой поэтом, возвращался к ней прозаиком, возвращался довольно тяжким и не слишком интересным путем — через работу в газете, однодневку-статью, через подкармливавшую, но не обогащающую ничем и никак "халтуру"». Пройдя этот путь, Большаков обратился к художественной прозе. В 1928 вышел его роман о Лермонтове «Бегство пленных...», где своеобразно (не поэтапно, а пунктирно) была отражена судьба великого поэта, а отражение его жизни не уступало в повествовании по значимости пейзажным зарисовкам, портретным характеристикам минувшей эпохи. Сам писатель объяснял свою задачу так: «Я ставил для себя проблему написания психологического, не биографического романа на материале абсолютных исторических фактов. В пути к разрешению одной, и конечной, задачи, которую я ставил себе, этот эксперимент играл немалую роль» (Литературная газета. 1932. 17 авг.). В то же время в романе обнаруживались опасные в политическом режиме тех лет аллюзии. Тем не менее книга выдержала несколько изданий. Но появившийся в 1936 году роман автобиографического характера «Маршал сто пятого дня», рассказывавший о вхождении в литературу самого Большакова, о поре его становления как поэта, в обстановке ужесточившейся идейной борьбы вызвать одобрения в официальной критике не мог. В 1938 Большаков был репрессирован. Г.В.Филиппов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 256-257. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС. Т. 2-4. М., 1928; Повести и рассказы. М., 1961; Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова. Роман. Стихотворения. М., 1991. Литература:Выгодский Д. Стихи «Центрифуги» // Новая жизнь. 1917. 21 мая; Козьмин Б.П. Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. М., 1928; Гальперин Ю.М. Большаков Константин Аристархович // Русские писатели 1800-1917: биографический словарь. Т.1 М.1989; Богомолов Н.А. [Предисл.] // Большаков К. Бегство пленных... М., 1991; Немзер А.С. Лермонтов и его эпоха в изображении К.А.Большакова // Большаков К. Бегство пленных... М., 1991.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |