Богомолов Владимир Осипович |
|
1926-2003 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Осипович БогомоловБогомолов Владимир Осипович (03.07.1926-30.12.2003), прозаик. Известность Богомолову принес рассказ "Иван", написанный в 1958 г. (экранизирован А.Тарковским в 1962 г. - "Иванове детство"). Автор целой серии рассказов - "Первая любовь" (1958), "Сердца моего боль" (1965), "Зося" (1965). Самым значительным произведением писателя является роман "В августе 44-го" или "Момент истины", имевший немалый успех. Роман экранизирован на границе двух тысячелетий. + + +Богомолов Владимир Осипович (1926/2003) — российский писатель. Известен своими прозаическими произведениями о Великой Отечественной войне, многие из которых были экранизированы, например, «Иван» (фильм «Иваново детство») или роман «В августе сорок четвертого» («Момент истины»). Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 35. Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии. В 1941 году окончил семь классов средней школы. Участник Отечественной войны. В Действующей армии был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты. Награжден орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведенных на десятки языков романа "Момент истины" ("В августе сорок четвертого..."), повестей "Иван", "Зося", "В кригере" и рассказов. Романом В.Богомолова в обиход русского языка были введены несколько новых понятий и, прежде всего выражение "момент истины" - "момент получения информации, способствующей установлению истины". Книги В.Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси. По мотивам повести "Иван" кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм "Иваново детство" (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев". Роман "Момент истины"("В августе сорок четвертого...") и повесть "Иван" выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет. Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. Биография предоставлена Полянской Ириной Николаевной - antic@comail.ru Богомолов Владимир Осипович (р. 3.07.1926—30.12. 2003), писатель. Родился в д. Кириллово под Москвой. В начале Великой Отечественной войны юношей ушел на фронт; был воспитанником полка; в 1941 получил первое офицерское звание; был ранен, награжден. Богомолову пришлось пройти немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию; демобилизовался из армии в 1951. Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ главного героя повести стал безусловным открытием в русской литературе 60—70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10—11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева, короткими рассказами И. Бунина, А. Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М. Пришвина, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева, В. Солоухина. Затем наступил период молчания, продлившийся ок. 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого…» (второе название «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» — является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя: стремление к правде). Роман имеет оригинальную композицию. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности. Вьюгин В. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Богомолов Владимир Осипович [3.7.1926 (по др. данным 1924), д.Кириллово под Москвой — 30.12.2003, Москва] — прозаик. Богомолов разделил типичную судьбу военного поколения. Начал работать с 14 лет. В начале Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки, был ранен, награжден. Богомолов прошел немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. В 1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки. Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ ее главного героя стал безусловным открытием в русской литературе 1960-70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10-11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Богомолов входил в литературу отнюдь не как начинающий писатель. По строгому стилю, зрелому, реалистическому взгляду на жизнь читатели угадывали за строками повести руку настоящего мастера. А.А.Тарковский поставил по произведению Богомолова фильм «Иваново детство» (1962), получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1963. Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью и одновременно проста по стилю, сурова по тональности. Критики увидели в ней «вещь переходную», представляющую собой особую ступень в движении писателя к будущему роману. «Зося» также была экранизирована (реж. М.Богин, 1967). Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стих, в прозе И.С.Тургенева, короткими рассказами И.Бунина, А.Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М.Пришвина, Е.Зозули, Ф.Абрамова, Ю.Бондарева, В.Солоухина. Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого...» (второе название — «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя — стремление к правде). Роман оригинален по композиции. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности. В 2000 реж. М.Н.Пташук снял фильм «В августе 44-го» по мотивам произведения Богомолова. В 1990-е Богомолов работал над повестью «В кригере» об армейской жизни на Дальнем Востоке после Великой Отечественной войны и над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...». В.Ю.Вьюгин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 247-248. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Рассказы. М., 1975. Роман. Повести. Рассказы. Л., 1981. В кригере // Новый мир. 1993. №8; После двадцати лет молчания // Литературная газета. 1993. 6 окт. №40; Форсирование Одера [гл. из романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...»] // Литературная газета. 2005. №17-18. 5 мая. Литература:Дедков И. Момент истины // Дружба народов. 1975. №5; Галанов Б. Навечно в памяти // Знамя. 1979. №5; Кузнецов М. Иван, Зося, Таманцев и др. // Наш современник. 1976. №5; Аннинский Л. Богомоловский секрет // Дон. 1977. №9; Акимов В. Уроки и «секреты» Владимира Богомолова // Ради жизни на земле. Л., 1986; Лоскутникова М.Б. Проблема трагического в повести В.Богомолова «Зося» // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1989; Ворон Д. Д. Особенности сюжета романа В.Богомолова «Момент истины» // Научно-теоретические и методические аспекты изучения литературы. Минск, 1991; [Рец. на повесть В.Богомолова «В кригере»] // Новый мир. 1993. №8; Бочаров А. Времена прошедшие, но неушедшие [Рец. на повесть В.Богомолова «В кригере»] // Литературное обозрение. 1994. №5-6; Дедков И. «Девятого Мая обязательно вспомню Вас...»: Из переписки с А.Адамовичем, Г.Баклановым, В.Богомоловым, В.Быковым, Д.Граниным, В.Кондратьевым / публ. Т.Ф.Дедковой // Дружба народов. 1995. №3,4; Момент истины Владимира Богомолова // Литературная газета. 2005. №16. 26 апр.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |