Боас Франц |
|
1858-1942 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франц БоасБоас (Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия,— 21.12.1942, Нью-Йорк), американский этнограф, антрополог и лингвист; основатель американской культурной антропологии. Историко-философские концепции Боаса, послужившие основой исторической школы в американской этнографии, складывались под влиянием позитивизма и неокантианства. Боас отделял философию истории от историографии, которую истолковывал как описательную, факто-собирающую науку, и придавал первой главное значение. Он противопоставлял «логический» способ научного исследования естественных наук и «эмпирический», присущий истории, где каждое отдельное явление заслуживает внимания. Смешивая позитивистские схемы Спенсера, концепцию Л. Г. Моргана и марксизм и определяя их как «однолинейный эволюционизм», Боас противопоставлял «сравнительно-историческому методу эволюционистов» свой «исторический метод», который состоит в изучении «динамических изменений» в отдельных обществах, в необходимости конкретного и всестороннего изучения отдельных народа, его языка, культуры, антропологического типа. Культуру Боас вначале трактовал как случайное сочетание элементов, следствие диффузии и аккультурации, и, хотя позже пришёл к её пониманию как целостности, отрицание причинной обусловленности явлений культуры пометало ему до конца преодолеть атомистические представления. Учение Боаса об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости культурных ценностей разных народов привело его к отрицанию критериев исторического прогресса и возможности периодизации истории общества. С этих позиций культурного релятивизма он выступал как против «стадий развития», этнических эпох Л. Г. Моргана, так и против марксистской концепции общественно-экономических формаций. Признавая ценность конкретных лингвистических, антропологических и археологических исследований Боаса, а также его критику расистских теорий Ж. Гобино, марксисты подвергли критике его общеисторические концепции. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Историки (биографический справочник). Исторические лица США (биографический справочник). Президенты США (биографический справочник). США в ХХ веке (хронологическая таблица). Сочинения:Anthropology and modern life, N. Υ., 1929; в рус. пер.— Ум первобытного человека, М.— Л., 1926. Литература:Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978; Петрова-Аверкиева Ю. П., История теоретич. мысли в амер. этнографии, М., 1979.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |