Бицилли Петр Михайлович |
|
1879-1953 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бицилли Петр МихайловичБицилли Петр Михайлович (1(13).09.1879, Одесса - 24.08.1953, София) - историк, культуролог, филолог, один из представителей евразийства. В 1905 году окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. В 1910 году был избран приват-доцентом по кафедре всеобщей истории, одновременно преподавал на Одесских Высших женских курсах. В 1917 году Бицилли защитил в Петроградском университете магистерскую диссертацию «Салимбене, Очерки итальянской жизни XIII века» и был избран штатным доцентом, а затем экстраординарным проф. Новороссийского университета. В 1920 году эмигрировал в Сербию; работал школьным учителем. Затем получил должность доцента кафедры всеобщей истории философского факультета университета в г. Скопле в Македонии. С 1924 года Бицилли - профессор кафедры новой и новейшей истории Софийского университета. Одновременно с научной и преподавательской деятельностью сотрудничал в периодических изданиях русского зарубежья: журналах «Русские записки», «Числа», «Звено», в «Ежегоднике Софийского университета», в «Болгарской мысли» и др. Часто публиковался в «Современных записках». Бицилли примкнул к евразийскому движению, разделяя его основные идеи. Но в конце 20-х годов, когда евразийство вступило в полосу кризиса и раскола, он в ряде статей («Народное и человеческое: но поводу «Евразийского временника» (1925), «Два лика евразийства» (1927) и др.) выступил с критикой в его адрес. После войны новая власть Болгарии объявила Бицилли педагогом «буржуазного направления». В 1948 году он был уволен из университета. После Бицилли практически не публиковался. Исключение составляет его последнее исследование «Заметки о некоторых особенностях развития русского литературного языка» (1953). В работе Бицилли «Элементы средневековой культуры» (1919) характеризуется мир средневекового человека, формы и категории, выражающие восприятие и переживание универсума и современного ему общества в его сознании. Этим он предвосхищает постановку соответствующих проблем, характерную для работ Ж. Ле Гоффа, Ф. Арьеса, А. Я. Гуревича и др. В «Очерках теории исторической науки» (1925) Бицилли выдвинул и обосновал свой научный метод. В традициях позитивистской методологии (Кареев, Ключевский и др.) Бицилли критиковал метафизические основания философии истории, считая общетеоретические проблемы истории прерогативой социологического знания. В его концепции история приобретает атрибуты «идеографической» науки. Бицилли предложил оригинальную схему всемирно-исторического процесса. В статье «Восток» и «Запад» в истории Старого Света» (1922) «Старый Свет» представлен им как сложная система локальных цивилизаций, между которыми, при всей их несхожести, на протяжении мн. веков существовали экономические, политические и духовные связи. Такой интегрирующий подход Бицилли к проблеме «Восток и Запад» дает возможность определить особую роль России в мировом историческом процессе. Г. В. Жданова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 55-56.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). Сочинения:Салимбене: Очерки итальянской жизни XIII века. Одесса, 1916; Падение Римской империи. Одесса, 1919; Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919; «Восток» и «Запад» в истории Ст арого Света // На путях. Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2; Народное и человеческое: по поводу «Евразийского временника». Берлин, 1925. Кн. 4 // Современные записки. 1925. № 25; Два лика евразийства // Там же. 1927. № 31; Нация и народ // Там же. 1928. № 37; Нация и государство // Там же. 1929. № 38; Избр. труды по филологии. М., 1996; Место ренессанса в истории культуры. Спб., 1996: Трагедия русской культуры. М,, 2000. Литература:Каганович Б. С. П. М. Бицилли и его книга «Элементы средневековой культуры» // Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995; Он же. П. М. Бицилли и культура ренессанса // Бицилли П. М. Место ренессанса в истории культуры. Спб., 1996; Вомперский В. Г. Петр Михайлович Бицилли. Жизненный и творческий путь // Бицилли П. М. Избр. труды по филологии. М., 1996; Левченко В. Л. Культура как духовный контекст эпохи в работах Бицилли // Труды семинара по герменевтике (Герменеус): Сб. научных трудов. Одесса, 1999. Вып. 1; Васильева М. Путь интуиции // Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. М., 2000; Жданова Г. В. Евразийство. История и современность. Калуга, 2004.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |