Бейль, Пьер |
|
1647-1706 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пьер Бейль
Пьер Бейль (1647—1706) — французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. С позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
Бейль, Пьер (Карла, 1647 — Роттердам, 1706). Только в ссылке этот уроженец Арьежа будет иметь возможность исповедовать свою религию и обнаруживать критический ум. Из Голландии он без устали проповедует свободу мысли и веротерпимость. Он публикует периодический журнал «Новости литературной республики» (1684—1687), а главное, свой знаменитый «Исторический и критический словарь», который будет вдохновлять энциклопедистов грядущего века. Бассине Ж.-Ф. Франция Людовика XIV. Великое время великих людей (1643-1715). Жан-Франсуа Бассине. – М., 2016, с. 221.
Бейль Пьер (1647—1706) — публицист, философ-скептик, один из ранних представителей французского Просвещения: был профессором Седанской академии и Роттердамского университета. Бейль исходил из несовместимости религии и знания, проповедовал веротерпимость. Хотя сам он не был атеистом, однако характер его религиозного индифферентизма тонко подметил Вольтер, сказав, что если сам Бейль и не неверующий, то он делает неверующими др. Бейль положил начало критике христианского учения как разновидности языческой мифологии. Основу его критической аргументации составлял восходящий к декартовскому сомнению и Монтеню скептицизм, который, по словам Маркса, подорвал доверие ко всякой метафизике и богословию. Бейль высказал мысль, что этические проблемы нельзя связывать с религией, они должны рассматриваться с точки зрения естественного разума. Он доказывал, что возможно существование общества одних атеистов. Своими произведениями (главное из них — «Исторический и критический словарь», 1695—1697) Бейль подготовил почву для французского материализма и атеизма 18 века. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 39-40.
Бейль (Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла,— 28.12.1706, Роттердам), французский философ и публицист, ранний представитель Просвещения. Мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 века. Основные произведения — «Исторический и критический словарь» (т. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2, 1968). От идей веротерпимости и религиозного индифферентизма Бейль пришёл к религиозному скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Бейль считал, что познанию не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» Бейля сыграл большую роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Бейля испытали прежде всего французские просветители — Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres diverses, v. 1—4, La Haye, 1727—31; Systeme de la Philosophie, P., 1737; Bayle Pierre. Choix de textes et introduction par M. Raymond, P.— Fribourg, 1948. Литература: Шахов Α., Вольтер и его время, СПБ, 19121; Πиков В, Пьер Бэйль, М., 1933.
Бейль (Bayle) Пьер (18 ноября 1647, Карла — 28 декабря 1706, Роттердам) — французский философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском университетах, был профессором философии протестантской академии в Седане. После закрытия академии Людовиком XIV был вьнужден эмигрировать в Голландию. Будучи энциклопедически образованным человеком, способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный журнал «Новости литературной республики». Большой популярностью пользовался двухтомный «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique, t. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2. М., 1968): только в период 1697—1741 он издавался 11 раз на французском языке и 2 раза на английском. Философское мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и идей современных ему мыслителей: М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовской формы критического сомнения скептицизм у Бейля более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума. Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия, направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из того, что всем людям присущ свет «всеобщего разума» («естественный свет») — первое правило жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании — это «второе правило», зависящее от первого. «Естественный свет» есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны. Бейль убежден в том, что даже в области исторических изысканий возможно довести истины до такой же (и даже большей) степени достоверности, как и достоверность математических истин. Например, утверждение о существовании Цицерона более достоверно, чем утверждения математики о существовании абсолютно прямых линий, лишенных толщины. Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий характер, он направлен на то, чтобы помочь «естественному свету» освободиться от противоречий, которых, как показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница. Так, Декарт, определяя движение как переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он понимает под термином «место»: если это пространство, отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому тезису об отсутствии пустоты. «Предустановленная гармония» Лейбница противоречит тому, что монады у него не могут воздействовать друг на друга, ибо «не имеют окон» в окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел как частей субстанции, которую сам же он считает абсолютно неделимой. Бейль оказал значительное влияние на французскую философию 18 века. М. А. Кузнецов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 230.
Бейль (фр. Bayle), Пьер (18.11.1647, Карла-ле-Конт — 28.12.1706, Роттердам) — французский философ и литератор. Сын гугенотского пастора. Окончил протестантский коллеж в Пюилоране. Поступив в 1669 в университет Тулузы, чтобы учиться философии у иезуитов, принял католицизм. В 1770 вновь обратился в протестантизм, из-за чего вынужден был на некоторое время уехать из Франции в Женеву. Возвратившись на родину, работал гувернером в Руане и Париже, пока в 1675 не получил по конкурсу кафедру философии в протестантской академии Седана. После закрытия академии (1681) переехал преподавать в Роттердам. В 1682 издал сочинение «Разнообразные мысли о комете», в котором подверг критике суеверия, вызванные появлением в 1680 кометы, и брошюру с критикой истории кальвинизма, написанной иезуитом Мембуром. Оба произведения получили значительный общественный резонанс, но были запрещены цензурой во Франции. С 1684 Бейль издавал литературный критический журнал «Новости литературной республики», имевший широкую популярность в Европе. Сочинения Бейля в защиту веротерпимости вызвали кампанию против него, тон в которой задавал влиятельный протестантский богослов П. Жюрье. В 1693 Б. был лишен права преподавать. В 1696 он выпустил «Исторический и критический словарь», в котором попытался исправить ошибки и «заблуждения» авторов предшествующих словарей. Это издание по своему замыслу стало предтечей «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера, так же, как скептицизм Бейля в отношении догм любого рода предвосхищал философию Просвещения. А. В. Чудинов. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 418. Сочинения: Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968; Dictionnaire historique et critique. 4 v. Genève, 1995; Correspondance de Pierre Bayle. Oxford, since 1999. Литература: Богуславский В. М. Пьер Бейль. М., 1995; Bost H. Pierre Bayle. Paris, 2006; Labrousse E. Pierre Bayle: hétérodoxie et rigorisme. Paris, 1996; Lennon T. M. Reading Bayle. Toronto, 1999.
Бейль Пьер (Bayle) - один из влиятельнейших французских мыслителей и философскобогословский критик, род. в Карлате, в графстве Фуа в Лангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу в Пьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье. Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел там довольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению. Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал заметное влияние на направление его ума и на характер будущих его занятий. 21 года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей, а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником, жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения на счет правоверности протестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его к католицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшего брата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечение продолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он в скором времени снова вернулся на лоно реформатской церкви. Чтобы спастись от грозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, где познакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым мыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько лет снова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже, перебиваясь кое как частными уроками, и наконец в 1675 г. получил кафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытия седанской академии в 1681. Уже в эту эпоху его жизни ему представился случай выступить публично защитником философских идей против господствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен не только народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях с нечистой силой, и Б. выпустил в защиту его анонимный памфлет, в котором уничтожил обвинение силою своих остроумных и неотразимых аргументов. Когда Людовик XIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантского эдикта, закрыл ненавистную ему седанскую академию, вопреки торжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскому при уступке герцогства Франции, Б. был приглашен на кафедру философии в Ротердам. Здесь он окончил свое сочинении "Pensees diverses sur la comete", в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный в народе появлением кометы 1680 г. Это глубоко ученое сочинение, трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия, истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего во Франции, где оно было запрещено полицейской властью. Вскоре Б. вступил в полемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал истории кальвинизма и самыми черными красками изобразил в ней реформацию и реформатов. Б. решился ответить ему и менее чем в 15 дней составил брошюру под названием: "Critique generale de l'histoire du Calvinisme de Maimburg", обратившую на себя всеобщее внимание и с уважением упоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародно сожжена рукой палача, но от этого, разумеется, спрос на нее еще более возрос, так что в несколько недель она выдержала три издания. Своим заступничеством за религии Б. навлек на себя неудовольствие знаменитого богословского полемиста того времени, Жюрье, перешедшее вскоре в непримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержение на книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во всех отношениях было ниже критики Б. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободой печати, Б. издал некоторые запрещенные во Франции книги, между прочим, несколько сочинений о Декарте. В 1684 г. он предпринял периодическое литературное издание: "Nouvelles de la republique des lettres", имевшее большой успех, но вместе с тем навлекшее на него не мало неприятностей, чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозные преследования во Франции дали Б повод к изданию как бы переведенного с английского сочинения: "Commentaire philosophique sur ces paroles de l'Evangile: Contrainsles d'entrer", содержащего в себе мужественную защиту начал веротерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него с обвинением в религиозном индиферентизме и чуть ли не безбожии, вследствие чего Б. лишился в 1693 г. своей должности и ему было запрещено заниматься даже частным преподаванием. Свободный от всяких занятий, Б. посвятил все свое время давно задуманному им изданию: "Dictionnaire historique et critique" (первоначально в 2 т., Ротерд., 1696; новейшее изд. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервые появилось полное имя автора. Жюрье снова выступил противником Б. и заставил консисторию призвать его к ответственности за порицание царя Давида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов. Б., хотя и обещал вычеркнуть все, что казалось предосудительным консистории, все таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив только некоторые, да и то маловажные места. Своим "Reponse aux questions d'un provincial" и продолжением "Pensees sur la comete" он нажил себя новых врагов в лице Жакло и Леклерка, которые напали преимущественно на его религиозные воззрения. Другие преследовали его как врага протестантской церкви а его нового отечества. Эти дрязги усиливали его физические страдания, которые свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Б. умер, можно сказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе и единственное развлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями, к числу которых принадлежали такие люди как Фонтенель, Бэкингэм, Шэфсбюри Б„рнет, Лейбниц и др. Б. стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до него возродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностью посвятил себя служению церковной догматике, то в нем скептицизм обратился на религиозное знания и принял направление, которое сделало Б. передовым борцом за просветительные начала против узкого церковного догматизма. Он одинаково боролся, как против теологической схоластики, так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чего одни видели в нем еретика, а другие приверженца мракобесия. В нем самом это противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннего примирения, что, читая напр. его "Dictionnaire", так и кажется, как будто текст был продиктован ему верой, а примечание наукой и диалектической критикой. Но именно эти примечания, благодаря своему остроумному, полному огня и доступному для всех изложении, в связи с беспримерным богатством ученого знания, приобрели громадное влияние на французские умы и его "Dictionnaire" является главным источником, откупа распространяется столь свойственный французскому духу скептицизм, сделавшийся исходной точкой тогдашних просветительных стремлений. Но если в общем Б. гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем в создании собственных идей, то все же чрез все его мышление проходит некоторое положительное начало, имевшее глубокое, всеобъемлющее значение. Это - постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения, - учение, послужившее основой терпимости просветительной эпохи. Б. ратовал за это учение, и положительными и отрицательными средствами, и наконец дал ему яркое выражение в своем известном изречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Но само собою разумеется, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательные стороны, почему в памяти людской о нем сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания. Кроме названных соч. Б. следует упомянуть еще: "Lettres" (Ротерд., 1712, Амстерд., 1729). Его "Oeuvres diverses" появились в Гаге (4 т., 1725 - 31); см. Демезо (Desmaizeaux) "La vie de Pierre В." (Амстердам, 1730; Л. Фейербах, "Pierre В." (Ансбах, 1838, 2 изд., Лейпциг, 1848). Лениан (Lenient), "Etude sur В." (Париж, 1855). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.
Далее читайте:Бейль П. «Один из величайших умов XVII столетия» (Бейль П. Исторический и критический словарь. Том 1, М., 1967 [1697]) Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968; Dictionnaire historique et critique. 4 v. Genève, 1995; Correspondance de Pierre Bayle. Oxford, since 1999. Oeuvres diverses, v. 1—4. La Haye, 1727—31; Systeme de la philosophie. P., 1737. Литература:Богуславский В. M. Пьер Бейль. М., 1995; Шахов Α., Вольтер и его время, СПБ, 1912. Пиков В. Пьер Бейль. М„ 1933. Bost H. Pierre Bayle. Paris, 2006; Labrousse E. Pierre Bayle: hétérodoxie et rigorisme. Paris, 1996; Lennon T. M. Reading Bayle. Toronto, 1999.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |