Бестужев-Рюмин Константин Николаевич |
|
1829-1897 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Николаевич Бестужев-Рюмин
Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829-1897), российский историк, академик Петербургской АН (1890). В 1878-82 возглавлял петербургские Высшие женские курсы (названные его именем). Труды по русской истории, историографии. + + + Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (14.V.1829 - 2.I.1897) - русский историк. Родился в Нижегородской губернии в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1851). С 1865 года - профессор по кафедре русской истории Петербургского университета. С 1890 года - академик. В 1878-1882 годы возглавлял высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские). Член Археографической комиссии, Русского географического общества и др. Активный деятель Петербургского славянского комитета. Вел большую публикаторскую (издание источников) и научно-общественную работу. В буржуазно-дворянской исторической науке пореформенного периода выдвигал на первый план требование установления конкретных исторических фактов на основе их источниковедческой проверки, что не исключало художественно-психологической интерпретации исторических событии. Бестужев-Рюмин отвергал принцип исторической закономерности, развитый С. М. Соловьевым, был чужд социально-экономической тематике, получавшей распространение у передовых буржуазных историков его времени. Примыкал к позднему славянофильству с его теорией «культурно-исторических типов» (см. Н. Я. Данилевский). Историографическое значение Бестужева-Рюмина связано с разработкой им вопросов источниковедения, что определило в известной мере лицо сложившейся под его влиянием петербургской школы историков. Работа Бестужева-Рюмина «О составе русских летописей до конца XIV в.» (докторская диссертация, 1865 год) была посвящена «Повести временных лет» и южнорусским летописным сводам, выяснению их источников и основных этапов их формирования (изд. ЛЗАК, в. 4, СПБ, 1868); она подвела итог в изучении летописи до А. А. Шахматова. «Русская история» Бестужева-Рюмина (вышли т. 1 и т. 2, в. 1 - до конца 16 века, 1872-1885 годы) составляла в основной простой свод выверенных исторических фактов, главным образом политической истории, но история 16 века (т. 2, в. 1) подчинена художественно-психологическому истолкованию личности Ивана IV Грозного. Самостоятельное значение имеет систематический обзор источников русской истории во «Введении». Бестужев-Рюмин оставил большое число работ историографического содержания. Ряд статей об историках был издан отдельной книгой – «Биографии и характеристики» (СПБ, 1882). Из статей в журналах особый интерес представляют рецензии, нередко критически заостренные, на отдельные тома «Истории России» Соловьева и статьи о «славянофильском учении». Н. Л. Рубинштейн. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (14[26].05. 1829—2[14].01.1897), историк, публицист, журналист. Академик Петербургской Академии наук (1890). Родился в с. Кудряшки Горбатовского у. Нижегородской губ. Из старинного дворянского рода. В 1837 учился в Н. Новгороде в пансионе Л. Ф. Камбека (там познакомился с А. Н. Плещеевым), в 1840—45 воспитывался в Благородном пансионе при Нижегородской гимназии. Закончил историко-филологический факультет Московского университета (1851). В 1859 Бестужев-Рюмин по приглашению А. А. Краевского переехал в Петербург для сотрудничества в «Энциклопедическом словаре», «Санкт-Петербургских ведомостях», а также в «Отечественных записках» (1858—62), в которых он исполнял обязанности помощника редактора и публиковал многочисленные рецензии, в т. ч. на «Русский раскол старообрядчества» А. П. Щапова (1859. № 11), «Сочинения» К. Д. Кавелина (1860. № 4, 6, 8), серию рассказов «Народные беседы» Д. В. Григоровича (1860, № 6) и др. Направленная против Н. Г Чернышевского статья «Французские софизмы в параллель с русскими» вызвала полемический ответ Д. И. Писарева. В рецензии на фольклорные сборники П. Н. Рыбникова, П. В. Киреевского, П. В. Шейна и П. А. Бессонова Бестужев-Рюмин подчеркивал значение народознания для исторических разысканий, а также изложил свои взгляды на русский эпос. Разбор сочинений для народного чтения по русской истории побудил Бестужева-Рюмина к написанию цикла популярных книг по истории IX—XVI вв.: «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и о монастыре Печерском» (СПб., 1864—65), «О злых временах татарщины и о страшном Мамаевом побоище» (СПб., 1864), «Кн. Владимир Всеволодович Мономах и потомки его…» (СПб., 1865), «О том, как росло Московское княжество и сделалось русским царством» (СПб., 1866). В 1864—79 Бестужев-Рюмин читал русскую историю будущему имп. Александру III и др. членам императорской фамилии, в т. ч. вел. кн. Константину Константиновичу — К. Р. В 1865—84 профессор русской истории Петербургского университета. Докторская диссертация «О составе русских летописей до конца XIV в.» — первая попытка изучения памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет» в связи с южнорусским летописным сводом. Главный обобщающий труд Бестужева-Рюмина «Русская история» (т. 1—2. СПб., 1872—85) представлял собой свод источников и их позднейших интерпретаций; от собственных суждений Бестужев-Рюмин, как правило, воздерживался, хотя был склонен к художественно-психологическому истолкованию исторических личностей (в частности, Ивана Грозного — т. 2, ч. 1). Ценным дополнением к «Русской истории» (доведенной до 1613) является 91 письмо Бестужева-Рюмина к С. Д. Шереметеву 1892—96 («Письма Бестужева-Рюмина о Смутном времени» СПб., 1898). Среди учеников Бестужева-Рюмина — В. И. Семевский, Е. Ф. Шмурло, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов. В статье «Славянофильское учение и его судьбы в русской литературе» дан разбор основных положений славянофильства, устойчивые симпатии к которому сформировались у Бестужева-Рюмина под влиянием А. Ф. Гильфердинга. Разделял концепцию сменяющихся культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, чью книгу «Россия и Европа» восторженно приветствовал. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Далее читайте:Историки. (биографический указатель). Бестужевы-Рюмины - русский дворянский род. Сочинения:Письма К. Н. Бестужева-Рюмина о смутном времени, СПБ, 1898; Славянофильское учение и его судьбы в рус. лит-ре, "Отечеств. записки", 1862, No 2, 3, 5; Теория культурно-ист. типов, "Рус. вестник", 1888, т. 196, No 5-6, и в кн.: Н. Я. Данилевский, Россия и Европа, 4 изд., СПБ, 1889 (см. также соч. в тексте статьи). Литература:Шмурло Е. (P.), Очерк жизни и научной деятельности К. Н. Бестужева-Рюмина. 1829-97, Юрьев, 1899 (дана систематич. библ. работ Б.-р.).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |