Беркли, Джордж |
|
1685-1753 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джордж БерклиМарксистский взглядБЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия,-14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Род. в англ. дворянской семье. Учился в Дублинском ун-те. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Беркли, невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отд. вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувств. восприятие. Беркли выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества - вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Беркли признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" - воспринимаемые нами субъективные качества - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме бога -субъекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Здесь Беркли "...подходит... к объективному идеализму..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 24). Философия Беркли, как показал Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме", явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистич. теорий в бурж. философии кон. 19 - нач. 20 вв. (см. Махизм). Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 3. Бари – Браслет. – М., Советская энциклопедия. – 1970. Вернуться на главную страницу Беркли
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |