Бергсон Анри |
|
1859—1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анри БергсонБергсон (Bergson) Анри (1959- 1941) — французский философ-интуитивист. Биография. Работал с 1900 по 1914 г. в качестве профессора в Коллеж де Франс. С 1914 г. — член Французской академии. Нобелевский лауреат по литературе (1927). Исследования. В качестве первичной реальности рассматривал жизнь как некую целостность, несводимую к материи и духу. Жизнь есть процесс космического плана, направленный на творческое преобразование материи. Эта реальность может быть понята лишь с помощью интуиции, которая позволяет как бы слиться с предметом познания. Для реализации интуиции достаточно самонаблюдения, которое дано каждому субъекту непосредственно. Интеллект же представляет собой лишь средство оперирования с «мертвыми вещами», в которых нет «живого» времени. В концепции органического развития Бергсона основным рассматривается поток творческого формирования, жизненный порыв {elan vital), с ослаблением которого жизнь распадается, превращаясь в материю. В индивидуальной жизни способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая дана лишь избранным. Выступал с критикой ассоциативной теории памяти Г. Эббингауза. По мнению Бергсона, существует два вида памяти: память тела (например, механическое заучивание стихотворения) и память духа (например, ненамеренное запечатление, т. е. без специальной задачи установления ассоциаций). Содержание памяти тела образуется постепенно, в результате нескольких проб, оно организовано последовательно и доступно произвольным манипуляциям. Содержание памяти духа проникает в человека сразу, с предельной четкостью деталей, оно уникально и самопроизвольно, т. е. его нельзя закреплять повторением. Первична именно память духа, которая является условием осуществления всех психических процессов, но объективному исследованию доступна лишь память тела. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 62. Сочинения: Сновидение. СПб., 1900; Восприятие изменчивости СПб., 1911; Интеллектуальное усилие. СПб., 1913; Творческая эволюция. М; СПб., 1914; La pensee et la mouvant. 1934; Смех // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипненрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984; Материя и память. Опыт о непосредственных данных сознания: Собр. соч.: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. Вернуться на главную страницу Бергсона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |