Бергсон Анри
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бергсон Анри

1859—1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Анри Бергсон

Бергсон (Bergson), Анри (1859-1941) — французский философ, представитель философии жизни. Член Французской Академии, лауреат Нобелевской премии по литературе. Жизнь трактуется Бергсоном как единый, целостный «жизненный порыв», в котором слиты воедино объект и субъект, дух и материя, интеллект и интуиция. Разделение этих категорий является результатом распада жизненного процесса. Сам процесс до конца непознаваем, но приблизиться к его разгадке можно, обратившись непосредственно к собственному сознанию, с помощью интуиции. Последняя находится вне субъект-субъективной антиномии; она самодостаточна, посредством ее жизнь познает саму себя. Жизнь сознания протекает в длительности — конкретном времени, которое характеризуется Бергсоном как непрерывное изменение состояний, бесконечное становление. Это «живое» время коренным образом отличается от времени физического, которое, по Бергсону, есть результат разлагающей деятельности интеллекта. Интеллект у Бергсона предстает атрибутом «мертвого мира», мира материальных вещей и практических интересов. Социально-этический и религиозный пласт творчества Бергсона представлен разработкой теории «закрытого» и «открытого» обществ. В первом интересы рода преобладают над интересами творческой личности. Такое общество, со свойственными ему «статистическими» моралью и религией, не эволюционирует, внутри него отсутствует стремление к поиску принципиально новых путей развития. Это — тупик эволюции. Подлинная эволюция человечества, по Бергсону, возможна лишь в «открытом» обществе с «динамическими» моралью и религией, где интересы масс подчинены интересам творческих личностей, являющихся олицетворением «жизненного порыва».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 39-40.


Вернуться на главную страницу Бергсона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС