Беньямин Вальтер |
|
1892-1940 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вальтер БеньяминБеньямин (Benjamin) Вальтер (1892-1940) - немецкий философ. Теоретическое наследие Беньямина не носит систематического характера, запечатлено в разножанровых текстах - от литературно-критических эссе до рецензий и комментариев. Сфера эстетического выступает для Беньямина в качестве медиума философского познания. В произведении искусства Беньямин усматривает «интегральное выражение религиозных, метафизических, политических и экономических тенденций» соответствующей эпохи. В 1912-1915 годы Беньямин изучает философию в университетах Фрейбурга, Мюнхена, Берлина и Берна. В 1915 году он знакомится с Герхардом Шолемом, под влиянием которого на некоторое время обращается к иудейской мистике и теории сионизма. В 1919 году защищает диссертацию «Понятие художественной критики в немецком романтизме». Представители раннего немецкого романтизма считают абсолютным медиумом рефлексии не «Я», как это было у И.Г. Фихте, а произведение искусства. Поэтому задачей художественной критики является развертывание рефлексивного потенциала, заложенного в самом произведении. Таким образом, критика должна быть не суждением о произведении, а методом его раскрытия и завершения. В 1922 году Беньямин пишет эссе о романе И.В. Гете «Избирательное сродство». Фигуры романа живут в мире, где правят мифические силы природы. Тема романа - разрыв брачных уз, который обычно истолковывался критикой как правовая тема, на самом деле является частью более широкого контекста: сфера права в романном пространстве И.В. Гете не отделена от магической сферы природы; право является здесь частью мифа. Работа «Происхождение немецкой барочной драмы» (1925, опубл. 1928) была задумана как докторская диссертация, однако была отклонена ун-том Франкфурта. Здесь Беньямин анализирует характерную для барокко трагическую игру (которую следует отличать от трагедии), а также связанную с ней аллегорию (считавшуюся со времен И.В. Гете неполноценным художественным средством по сравнению с символом). В трагической игре история выступает как история страданий мира. Если символ показывает природу в свете преображения и спасения, то в аллегорическом видении мира природа предстает как обреченная на смерть. Беньямин подчеркивает произвол, лежащий в основе производства аллегорий в эпоху барокко: всякая личность, всякая вещь и всякое отношение могут означать что угодно иное. Аллегоризирование в его субъективном произволе не отвечает истине предмета. Эта неистинность - следствие грехопадения: в адамовом языке до изгнания из рая вещи и имена еще соответствуют друг другу. Здесь перед нами мотив мысли Б., коренящийся в его философии языка: в попытке дать метафизическое обоснование своей теории языка Беньямин идет к первой главе «Книги Бытия», согласно которой творение мира осуществлено в Слове Бога. Язык, по Беньямину, не есть ни инструмент, ни средство коммуникации, но форма всего существующего. Поскольку всякая вещь должна уметь сообщить заключенное в ней духовное содержание, постольку все существующее причастно языку. Сообщение посредством слов представляет собой лишь особый случай языка. В центр своей философии языка Беньямин ставит имя: имя есть то, что препятствует редукции сообщения к чисто инструментальному акту. В 1920-х годах большое значение для Беньямина имело общение с Э. Блохом и Б. Брехтом (быть может, не меньшее, чем любовь к коммунистически настроенной Асе Лацис, послужившая основным побудительным мотивом поездки Беньямина в Москву (см. «Московский дневник» 1926-1927). Немаловажным для сближения Беньямина с марксизмом было и знакомство с книгой Д. Лукача «История и классовое сознание». В 1933 году Беньямин эмигрирует в Париж. В этот период у него складываются тесные контакты с М. Хоркхаймером и Т. Адорно (переписка с Т. Адорно свидетельствует об активном участии последнего в теоретических поисках Беньямина середины 30-х годов). Сотрудничество с Институтом социальных исследований помогает Беньямину и в финансовом отношении. Написанное в 1936 году эссе «Произведение искусства в век его технической воспроизводимости» документирует переход Беньямина на позиции материалистической эстетической теории. Современные средства воспроизведения - фотография и кино - не являются, по Беньямину, чем-то внешним по отношению к искусству; они изменяют саму сущность искусства. Прежде произведения искусства находились в тесной связи с магией, культом и ритуалом. Но техники воспроизводства ведут к тому, что художественные произведения утрачивают культовую ценность (это происходит в 19 веке, поставившем искусство на службу профанному удовлетворению потребности в прекрасном). Определенность традиционного произведения искусства Беньямин выражает с помощью понятия «аура» - утрату последней Беньямин в этот период склонен скорее приветствовать. Кино как парадигма нового искусства, характеризующегося стремительной сменой образов, обусловливает новый тип рецепции. Это коллективная рецепция в рассеянности (в противовес сосредоточенному созерцанию), благодаря которой зритель привыкает к новым задачам восприятия. Эссе Беньямина полемически направлено против фашистской эстетики и перверсивного завершения принципа «искусство для искусства» в войне (апофеозом чего является фашизм). В противоположность этой позиции Б. требует, чтобы искусство имело своей основой политику: на фашистскую эстетизацию политики коммунизм отвечает политизацией искусства. Книга «Шарль Бодлер: лирический поэт в век позднего капитализма» (1937-1939) - часть нереализованного проекта Беньямина. В согласии с принципом исторического материализма, искусство Ш. Бодлера рассматривается с точки зрения социальной и экономической определенности его соответствующей эпохой. Эту определенность Беньямин исследует исходя из понятия опыта. «Опыт» перемещается в центр беньяминовского философствования уже потому, что полемика с кантовским понятием опыта (редуцировавшим последний к естественнонаучному опыту) составляла важную часть размышлений Беньямина в ранний период его творчества. В работе о Ш. Бодлере Беньямин констатирует утрату ауратического опыта и анализирует типичную для совр. массового общества шоковую структуру переживания, ярким свидетельством которой и является поэзия Ш. Бодлера. Во фрагменте «Центральный парк» Беньямин модифицирует свою теорию барочной аллегории, чтобы применить ее к творчеству Ш. Бодлера. Обесценивание, снижение статуса мира явлений, столь типичное для аллегории, находит теперь выражение в товарном производстве, низводящем вещь до товара. С 1927 по 1940 годы Беньямин работает над «Трудом о пассажах», которому также суждено было остаться незавершенным. Многие беньяминовские тексты этого периода суть не что иное, как части этого труда. В замысел Беньямина входило максимально полное собрание материала, откуда следовало особое значение, придаваемое цитатам и, напротив, вторичный статус теории и истолкования. Пристальное внимание к единичному и особенному вообще было характерной чертой беньяминовского мышления. Из нагромождения разрозненных заметок и цитат, каковым оказался оставленный Б. в рукописи труд, нелегко догадаться о плане автора. Составить приблизительное впечатление о целостном замысле позволяет, однако, экспозе «Париж, столица XIX века» (1935), на основе которого проект Беньямина получил финансирование Института социальных исследований. Предметом анализа Беньямина выступают, среди прочего, такие феномены, как улицы, универсальные магазины, всемирные выставки, мода, проституция, фланер, коллекционер, скука, пассажи. Пассажи, эти связующие линии больших бульваров, построенные в первой половине 19 века и служившие цели массового предложения товаров, были первым примером новой архитектуры (использование стекла и железа) и вместе с тем характерной приметой эпохи модерна. Неизбежное и все более быстрое устаревание такого рода новинок интерпретируется Беньямином как сущностная черта современности и современного переживания времени. В ранних версиях своего труда Беньямин использует для анализа зрелого капитализма терминологию, носящую следы метафизически-теологического мышления: «природа», «миф» и «мечта». В набросках, возникших после 1934 года, когда Беньямин, после длительного перерыва, вновь обращается к своему главному сочинению, доминирует марксистский лексикон: «надстройка», «товарный фетишизм» и т.д. Последней работой Беньямина стал состоящий из восемнадцати афоризмов текст «О понятии истории» (относящийся предположительно к началу 1940), в котором излагаются методологические и философско-исторические размышления. Особую популярность приобрел девятый тезис, истолковывающий образ «ангела истории»: увлекаемый в будущее бурей прогресса, ангел обращен лицом к потерянному раю прошлого. История явлена ангелу как череда руин, как «единственная катастрофа». В этом образе аккумулирована беньяминовская критика историзма. Прошлое для Беньямина не завершено, оно не является неизменной составной частью традиции, но через настоящее несет в себе притязание на избавление. Это притязание может быть осуществлено только в историческом материализме, т. к. только в перспективе исторического материализма континуум истории может быть прерван; остановка исторического прогресса должна позволить угнетенным обрести их утраченные права и тем самым выйти из русла истории. То, что делает этот короткий текст одним из наиболее интенсивно обсуждаемых беньяминовских текстов, - это напряжение, существующее между теологией и материализмом, мессианизмом и революцией. В последние десятилетия амбивалентный образ Беньямин заставляет самых разных исследователей - от теологически до марксистски ориентированных - видеть в нем своего единомышленника. В 1940, спасаясь от нацистского преследования, Беньямин покончил с собой в местечке Порт-Бу на французско-испанской границе. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 219-221. Сочинения: Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996; Московский дневник. М., 1997; Озарения. М., 2000; Происхождение немецкой барочной драмы. М., 2002; Маски времени. СПб., 2004; Gesammelte Schriften. Bd. 1-7. Fr./M., 1972-1989. Литература: Habermas J. Bewusstmachende oder rettende Kritik - die Aktualitat Walter Benjamins // Unseld S. (Hg.) Zur Aktualitat Walter Benjamins. Fr./M., 1972; Tiedemann R. Dialektik im Stillstand. Versuche zum Spatwerk Walter Benjamins. Fr./M., 1983; Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Cam-bridge, 1989. Вернуться на главную страницу Беньямина
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |