Белинский Виссарион Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Белинский Виссарион Григорьевич

1811 - 1848

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виссарион Григорьевич Белинский

belinski.jpg (13012 bytes)Белинский Виссарион Григорьевич (30.05(11.06), 1811, Свеаборг, ныне Суоменлиняа, Финляндия - 26.05(7.06). 1848, Петербург) - социальный мыслитель, литературный критик и публицист. В 1829 -1832 гг. учился как «казеннокоштный» студент на словесном отд. Московского ун-та. Написанная им в 1830 г. антикрепостническая драма «Дмитрий Калинин» была запрещена к публикации Московским цензурным комитетом. В 1833 г. Белинский сблизился со Станкевичем и участниками его философского кружка (К. С. Аксаковым, М. А. Бакуниным, Боткиным, Катковым и др.), познакомившими его с немецкой философией. В 1834-1836 гг. Белинский стал ведущим критиком в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва»; опубликовал принесшие ему широкую известность «Литературные мечтания» (1834) и др. произв. Позднее, переехав из Москвы в Петербург, сотрудничал в «Отечественных записках» (1839-1846) и «Современнике» (с 1846). В статьях и литературных обзорах Белинский глубоко проанализировал творчество современных ему писателей — Жуковского, Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Гоголя, Достоевского, А. В. Кольцова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др. - и на многих из них оказал влияние. Он отстаивал принципы реализма, «натуральной школы», яркими представителями которых считал Пушкина и Гоголя. Работы Белинского имели большой успех, особенно в студенческой среде. «На его статьях воспитывалась вся учащаяся молодежь», - писал Герцен в работе «О развитии революционных идей в России» (1851). И. С. Аксаков вспоминал: «Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше... Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю» (Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: В 4 т. М., 1892. Т. 3. С. 290). Философские воззрения Белинского претерпели сложную эволюцию: от увлечения нем. идеалистической философией, и особенно Гегелем в период так называемого «примирения с действительностью» (1837-1839), критик перешел на позиции отрицания совр. ему действительности, критического отношения к гегелевской философии; эволюционировал в сторону материалистического мировоззрения, разделял взгляды Герцена, изложенные в его «Письмах об изучении природы» (1844-1845). Большой интерес представляют социально-философские взгляды Белинского, его учение о человеке, обществе и истории, изложенные в работах 40-х гг. В них он рассматривал общество как живой социальный организм («идеальную личность»), трактуя историю как необходимый и закономерный процесс. Говоря о диалектике общественного развития, Белинский подчеркивал, что личность есть предпосылка и продукт истории, субъект исторического творчества. Отправным пунктом его размышлений о человеке и обществе было неприятие панлогизма Гегеля. Провозгласив идею освобождения личности от «гнусных оков неразумной действительности», он выступил с критикой гегелевской философии истории. Субъект у Гегеля, писал он, «не сам себе цель, но средство для мгновенного выражения общего, а это общее является у него в отношении к субъекту Молохом...» (Полн. собр. соч. Т. 12. С. 22). Для Белинского же судьба субъекта, личности важнее гегелевской всеобщности (Там же). Считая конкретного индивида субъектом и целью истории, Белинский вместе с тем подчеркивал огромное влияние на человека общества. «Создает человека природа, - писал он, - но развивает и образует его общество» (Т. 7. С. 485). Человек, по его словам, зависит от общества и в образе мыслей, и в образе своего действия; зло скрывается не в человеке, а в обществе; не природа, а социальные порядки - причина того, что «личность у нас только наклевывается, оттого гоголевские типы у нас - пока самые верные русские типы» (Т. 12. С. 433). Белинский затрагивал понятия «потребность», «интерес», «цель», которым отводил особую роль при обосновании принципа активности личности. Человек, по Белинскому, являясь частью природы, деятельно ей противостоит: «Человек бывает животным только до появления в нем первых признаков сознания; с этой поры он отделяется от природы и, вооруженный искусством, борется с нею всю жизнь свою» (Т. 6. С. 452). Посредством труда человек изменяет то, что дано ему природой, совершенствуется сам. Присущее человеку активное отношение к действительности основывается на необходимости удовлетворения жизненных потребностей. Анализируя роман Э. Сю «Парижские тайны», Белинский отмечал, что энтузиазм и активность народ проявляет лишь в том случае, когда отстаивает свои интересы. Он подчеркивал значение идеала, цели в процессе развития социальной активности: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а <без> деятельности нет жизни»; источником интересов, целей и деятельности является «субстанция общественной жизни» (Т. 12. С. 67). Белинский отмечал, что к осознанию необходимости определенного исторического действия сначала приходят отдельные личности, которые и выступают его инициаторами, формулируя цель социального преобразования. Эта особенность цели в формировании активности масс и обусловила его пристальный интерес к вопросу о взаимоотношениях гения (выдающейся личности) и народа в ходе развития общества. Значительным вкладом в разработку проблемы личности явились взгляды Белинского на свободу деятельности. Он исходил из того, что индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области социальной жизни, где чувствует себя человеком, утверждает себя как личность. Поэтому он не может примириться с действительностью, которая лишает его средств к развитию, и в первую очередь стремится создать условия, позволяющие ему реализовать и совершенствовать свои способности. Отсюда Белинский делал вывод, что нормальное развитие личности и проявление ее активности возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации; будущее России и всего человечества он связывал с социализмом. В 1841 г. в письме к Боткину он писал: «Итак, я теперь в новой крайности, - это идея социализма, которая стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания» (Т. 12. С. 66). Свои идеи Белинский отстаивал, в частности, в полемике с А. С. Хомяковым и другими идеологами славянофильства («Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Письмо к Гоголю» (1847) и др. работы). Белинский считал высоконравственной деятельность, направленную на защиту интересов угнетенных масс и посвященную делу их освобождения. В отзыве на роман Достоевского «Бедные люди» он писал: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» Белинский одним из первых начал осмысление темы «личность и история» «личность и общество», и эта тема особенно обстоятельно и остро разрабатывалась русской мыслью. Разработку этой темы с различных теоретических позиций продолжили многие отечественные мыслители. Влияние Белинского на развитие русской философской и общественной мысли подчеркивали Чернышевский, Достоевский, Плеханов, Бердяев, Розанов Ленин, Шпет, Зеньковский и др.

П. П. Апрышко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 45-46.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959; Собр. соч.: В 3 т М., 2011; Литературное наследство. М., 1948-1951. Т. 55-57.

Литература: Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Полн. собр. соч. М., 1947. Т. 3; Розанов В. В В. Г. Белинский // Розанов В. В. О писательстве и писателях. М. 1995; Плеханов В. Г. Белинский и разумная действительность /. Избр. филос. произв.: В 5 т. М„ 1958. Т. 4. С. 417-467; Он же В. Г. Белинский // Там же. С. 468-497; Ленин В. И. Из прошлогс рабочей печати в России // Полн. собр. соч. Т. 25; Иванов- Разумник Р. В. Книга о Белинском. Пг., 1923; Щукин С. Е Белинский и социализм. М., 1929; Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч.2.С. 59- 72; Кирпотин В. Я Достоевский и Белинский. М., 1960; Поляков М. Я. Виссарион Белинский. Личность - идеи - эпоха. М., 1960; Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1836-1841. М., 1961: Она же. В. Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. М.. 1967; Хайкин А. Л. Этика Белинского. Тамбов, 1961; Апрышко П. П. В. Г. Белинский как идеолог русской революционной молодежи и современность // Современная идеологическая борьба и молодежь. М., 1973; Григорян М. М. Белинский и проблема действительности в философии Гегеля // Гегель и философия в России. М., 1974; ФилатоваЕ. М. Белинский. М., 1976; Соболев П. В. Эстетика Белинского. М., 1978\ Lampert Е. Studies in Rebellion. L., 1957. P. 3-78; Russian Philosophy. Chicago, 1965. Vol. 1. P. 3-15, 232-285; Pomper Ph. The Russian Revolutionary Intelligentsia. N. Y., 1970. P. 1-52; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2001 (3-е изд. 2013); В. Г. Белинский: pro et contra / Сост. А. А, Ермичев. Спб., 2011.


Вернуться на главную страницу Белинского.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС