ХРОНОС:
Родственные проекты:

|
Виссарион Григорьевич Белинский
БЕЛИНСКИЙ
Виссарион Григорьевич (1811—1848) — революционный демократ, литературный
критик, основоположник русской реалистической эстетики. Предшественник
полного вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении.
Идейное творчество Б. относится к периоду, когда передовая русская
общественная мысль, осмысливая уроки декабризма, только лишь начинала поиски
путей борьбы с самодержавием и крепостничеством, поиски научной теории
общественного развития. Это обусловило чрезвычайно сложный и интенсивный
характер идейной эволюции Б. Сильно увлекаясь одно время (1837— 1839)
философией Гегеля, Б. истолковывал
его положение «все действительное — разумно» в духе политического
консерватизма,
как идею «примирения» с действительностью. Но даже и в этот период,
закончившийся выдвижением Б. идеи отрицания, принципа борьбы со всем
отживающим, неразумным, гл. тенденция его идейных исканий заключалась в
стремлении понять, каким законам подчиняется жизнь общества и человека. С
начала 40-х гг. Б. постепенно переходит на позиции материализма. При
рассмотрении вопроса об отношении материального и идеального он пытается
понять «духовное» как «деятельность физического», указывая вместе с тем на
активную роль сознания в процессе взаимодействия человека со средой.
Подвергнув критике консерватизм системы Гегеля, Б. усмотрел в его диалектике
основоположения метода научного исследования, зародыш подлинной «философии
истории». Идея объективной закономерности конкретизируется Б. применительно
к обществу как идея необходимости прогресса, пробивающейся через
совокупность различных форм деятельности людей и находящей выражение, в
частности, в деяниях великих личностей. Приветствуя социалистический идеал
истинно справедливого общества, где «не будет богатых, не будет бедных, ни
царей и подданных, но будут братья, будут люди», Б. вместе с тем скептически
относился к реформаторским проектам некоторых западноевропейских
социалистов. Б. полагал, что новое об-во вряд ли установится «временем, без
насильственных переворотов, без крови»; однако сам он все же не смог дать
обоснования неизбежности социализма. С этим связана апелляция Б. к идеям
первоначального христианства как основы нравственности будущего. Б.
признавал прогрессивность буржуазных порядков по сравнению со средневековыми
и считал, что ближайшей задачей преобразований в России является уничтожение
патриархально-крепостнических форм жизни (прежде всего крепостного права),
проведение ряда демократических реформ. Исходя из этого, Б. с позиций
революционного просвещения вел беспощадную борьбу с ретроградными идеями
«официальной народности», высмеивал славянофильскую идеализацию
патриархального прошлого России, резко критиковал соглашательский
либерализм, но также и утопические иллюзии насчет близости народной
революции в России (полемика с Бакуниным). Вершиной революционного
демократизма Б., его духовным завещанием явилось письмо к Гоголю (июль 1847)
— одно из лучших произв. бесцензурной демократической печати России 19 в.
Идея историзма пронизывает и эстетические суждения Б. Усматривая сущность и
специфику искусства в образном воспроизведении действительности в ее
типических чертах, Б. выступал против реакционного романтизма, дидактической
беллетристики, пропагандировал принципы реализма в творчестве Пушкина и
возглавлявшейся Гоголем «натуральной школы». Указывая на связь понятий
народности и реализма в искусстве, Б. выдвинул важнейшие положения о
зависимости общественного значения литературы от преодоления пропасти между
так называемым образованным «обществом» и народной массой, о «сочувствии
современности», т. е. прогрессу, как неотъемлемом качестве подлинного
художника.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 40-41.

Вернуться на главную страницу Белинского.
|