Бедный Демьян
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бедный Демьян

1883-1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Демьян Бедный

Поэт XX века

Бедный Демьян (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов) [1(13).4.1883, д. Губовка Херсонской губ.— 25.5.1945, Москва] — поэт.

Родился в бедной крестьянской семье, детство было трудным. Отец служил в Елиза-ветграде сторожем при церкви; с 2 до 7 лет жил с отцом в городе в подвальной каморке на 10-рублевое отцово жалованье. С 7 до 13 лет «каторжная», по определению поэта, жизнь снова в деревне с матерью в безысходной нужде. Скрашивал жизнь «удивительно душевный старик» дед Софрон, который рассказывал внуку сказки, легенды, пел песни; в поэзии Бедного впоследствии возникает образ деда Софрона, олицетворяющий мудрость и душевность, духовность народа.

В сельской школе был первым учеником, в 11 лет знал наизусть «Конька-Горбунка» П.Ершова. Затем учился в военно-фельдшерской школе, по окончании которой работал в киевском военном госпитале.

В 1904 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Выступил со стихами в печати в 1899; писал о трудной крестьянской жизни, о безысходной нужде. Стихи публиковал в журнале «РБ» за подписью Е.Придворов.

В 1909 написал стихотворение «О Демьяне Бедном — мужике вредном».

С 1911 это имя и стало постоянным псевдонимом писателя. Большинство произведений Бедного было прямым откликом на события дня. Наиболее ярко талант автора проявился в жанре басни; публиковался в большевистских изданиях.

В 1913 вышел первый сборник Бедного «Басни». Опираясь на сатирическую традицию русской поэзии, прежде всего на наследие И.А.Крылова, Бедный обновлял басню как жанр, создавал образцы басни предельно актуальной, злободневной, политически содержательной, агитационно нацеленной. При этом автор избегал прямолинейного решения темы. Басни передавали живую ткань многокрасочной жизни, значительность народных характеров. Своеобразным было и то, что в сатирическом жанре басни автор создал позитивные образы тружеников («Азбука», «Муравьи», «Кларнет и рожок»).

Всего до революции написал около 150 басен. Ободряя Бедного, В.И.Ленин писал в 1913 в редакцию «Правды»: «Талант — редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать» (В.И.Ленин о литературе и искусстве. М., 1967. С.295). Но литературная жизнь была трудной: номер газеты «Невская звезда», где была напечатана басня Бедного «Лапоть и сапог», был конфискован, редактор привлечен к ответственности (за публикацию этой басни и статьи В.И.Ленина). Редактор журнала «Просвещение», который опубликовал басню Бедного «Свеча», был приговорен к заключению в крепости.

В начале Первой мировой войны Бедный был мобилизован в армию. С Западного фронта вернулся в Петроград. Круг адресатов его сатиры широк, это не только власти предержащие в высоких правительственных сферах, но также финансовые тузы, фабриканты, наживающиеся на военных заказах.

В 1917 его сатира стала особенно остра; появилась комическая фигура Либердана, кличка «Либердан» быстро стала нарицательной.

В 1917 между двумя революциями написал самое крупное свое произведение — большую эпическую поэму, повесть, как он ее сам называл, «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была задумана еще во время войны. В 1-й редакции поэма была опубликована в 1918; во 2-й, переработанной — в 1920. Широк диапазон автора — он рисует и нищающую деревню, и кипящий рабочий Петроград, и непосредственно войну. Поэма отражает события 1917 в России, содержит фельетоны, политические частушки, народные песни, эпиграммы. Она продолжает эпические традиции поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В годы Гражданской войны во время фронтовых поездок поэт создает агитки, надписи к агитационным плакатам. Тогда же была написана и песня «Проводы», ставшая популярной. Популярными становятся вообще имя и творчество Бедного, он пишет листовки с частушками, которые сбрасывают над расположением врага.

С 1918 по 1921 вышло свыше 40 стихотворных сборников Бедного.

В 1923 первым из писателей он был награжден боевым орденом Красного Знамени, тогда высшей правительственной наградой.

После окончания Гражданской войны Бедный передает пафос восстановления народного хозяйства и строительства новой жизни, воспевает героизм людей труда, показывает героическое в работе будничной, повседневной («Тяга» и многие другие стихи). В повествовательных поэмах «Земля обетованная» (1918), «Царь Андрон» (1922) и других создал реалистические картины жизни и борьбы народных масс. Написанная к пятилетию Октября героико-романтическая поэма «Главная улица» (1922) стала заметным литературным явлением своего времени. Бедный был агитатором и пропагандистом, газетчиком, но создавал и лирические стихи, также языком ясным и доходчивым передающие настроения, созвучные широким массам («Снежинки», «Два уголька» и др.). Работа Беднлшл оказала большое воздействие на формирование эпических и песенно-лирических жанров советской поэзии; его творчество стоит также у истоков советской массовой песни, подлинно массовыми были его песни «Проводы», «Батрацкая», «Нас побить, побить хотели!».

Массовость адресата, ораторская интонация, разговорный язык, прямые обращения к слушателю и читателю, афористичность, опора на традиции фольклора — все это характерно для поэта. Бедный считал, что в народном раешном стихе выкристаллизуются ритмы будущего, и энергично пользовался естественными средствами народно-поэтической речи. В целом ряде произведений находим разговорную речь, рифмованно-речитативный сказовый стих, ритм раешника: «Главная улица» (1922), «Мужицкий клад» (1925), «Братское дело» (1926), «Вперед и выше» (1927), «Старое и новое» (1928) и др.

В 1930-е популярность поэта не ослабевает, он много ездит по стране, выступает перед массовыми аудиториями, пишет новые произведения; например, «Вытянем!», впервые напечатанное в «Магнитогорском рабочем» после посещения автором Магнитостроя, стало известно всей стране. Основным содержанием поэзии Бедного становится героика социалистического труда, в стихах непосредственное отражение находят Магнитострой и Кузбасс, Днепрострой и Турксиб. Строительству Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали посвящена поэма «Шайтан-Арба», ее многоликим героем стал трудовой коллектив Турксиба. Положению восточной женщины, изменению ее жизни в совр. Узбекистане посвящена поэма «Клятва Зайнет». М.Сенгалевич вспоминала: «Во время моих многочисленных поездок по шахтам, строительствам, колхозам я слыхала, как стихи и песни Демьяна Бедного читали и пели шахтеры Донбасса, рудокопы Криворожья, девчата и юноши на полях Полтавщины, Киевщины, родной поэту Херсонщины, я слышала, как, осуществляя план Ленина, с песней Демьяна Бедного шли на штурм Днепра строители Днепрогэса» (Воспоминания о Демьяне Бедном. С. 251). Поэт выступал в Самаре и Перми, Архангельске и на Северном Кавказе.

В середине 1930-х резкой критике подверглись произведения Бедного «Слезай с печки», «Без пощады», «Перерва», «Богатыри». Появилось Постановление комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О пьесе "Богатыри" Демьяна Бедного», в котором критиковалась эта пьеса. Автора критиковали за искажение представления о позитивном в русском национальном характере, излишнее внимание к таким чертам, как лень, косность. Бедный отвечал: «Под впечатлением плохих вестей с Донбасса я написал "Слезай с печки". Правильно я сказал — слезай с печки, но неправильно было то, что я там слишком многих посадил на эту печь» (Там же. С.183). Драматизм ситуации заключался и в том, что мало было таких писателей, которые бы относились к героической старине своего народа с такой любовью, как Бедный, он знал язык и пафос русских летописей и старинных русских повестей и в своем творчестве опирался на них. Что же касается «Богатырей», то они были задуманы как опера комическая, текст был переделан из старой оперы-фарса В.Крылова, автором высмеивались горе-богатыри — нахлебники князя Владимира, эта ирония и была взята на заметку критиками. Следует учесть и то, что, уважая и ценя историческое прошлое русского народа, Бедный был прежде всего сатириком, ему не свойственно было любование прошлым, тем более идеализация прошлого, сусальная позолота. В результате он был исключен из партии и из СП, его перестали печатать.

В начале Великой Отечественной войны Бедный как поэт-сатирик участвовал в создании информативно-агитационных «Окон ТАСС». Символичен его второй псевдоним во время войны — Д.Боевой. Уже в середине июля 1941 в «Правде» напечатано его стихотворение «Партизаны, вперед!». Стихи, агитки, песни, фельетоны печатались в «Правде», «Известиях», «Красной звезде», «Комсомольской правде», фронтовых и армейских газетах. В самом начале войны 200-тысячным тиражом вышла патриотическая поэма «Степан Завгородний», печаталась в газетах. Новым содержанием наполнилось обращение Бедного к передовому читателю: «Я — не герой. Но ты — герой, / И крепок я — твоею силой» (Бедный Д. СС: в 5 т. М., 1954. Т.2. С.198). Во время напряженных боев под Москвой поэт 7 нояб. 1941, в день парада на Красной площади, опубликовал стих. «Я верю в свой народ». Будучи в эвакуации в Казани, активно работал в газете «Красная Татария», писал о трудовых и боевых подвигах, о дружбе народов.

С весны 1942 вновь работал в Москве. Творческую работу затрудняла тяжелая болезнь, но, как вспоминал Н.Тихонов, Бедный самоотверженно «сражался за Родину всеми видами поэтического оружия — басней, сатирической эпиграммой, песней, огненной строкой плаката» (Правда. 1945. 28 мая). Последнее опубликованное при жизни автора стихотворение Бедного было посвящено празднику Победы и напечатано в «Правде» 9 мая 1945.

В последующие десятилетия интерес к творчеству Бедного сохраняется. Только в 1958 вышли 2 книги о нем — В.Макова в Ташкенте и В.Цыбенко в Новосибирске. Показательно, что 100-летие со дня рождения Бедного было широко отмечено статьями во многих журналах — «Аврора», «Русская литература», «В мире книг», «Москва» «Октябрь», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонек», «Русская речь», «Звезда Востока», «Памир». Критика определяла исторические заслуги Бедного во время Гражданской войны: «Вряд ли в истории мировой литературы найдется еще один поэт, имя которого не сходило бы с уст многомиллионного народа в течение нескольких лет — и каких лет! — грозных, мятущихся, тяжелейших годов Гражданской войны» (Аврора. 1983. №4. С.76). Ю.Пухов подытожил: «Творчество Демьяна Бедного живет в душе и памяти народной» (Молодая гвардия. 1983. №4. С.225).

В 1990-е в демьяноведении зазвучали новые ноты.

В 1991 и 1993 были изданы книги Л.Д.Троцкого «О литературе» и Н.И.Бухарина «Революция и культура», в которых говорится и о Бедном. В «Киноведческих записках» (1994. №23) был опубликован стихотворный памфлет Бедного «Философы», посвященный фильму А.П.Довженко «Земля», с предисл. Ю.Белоусова и комм. В.Листова.

В.А. Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 180-183.


Вернуться на главную страницу Демьяна Бедного

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС