Батай Жорж |
|
1897–1962 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жорж БатайБатай (Bataille) Жорж (1897-1962) - французский писатель, философ, публицист, поэт, по образованию - архивист и палеограф. С 1922 по 1942 годы работал в парижской Национальной библиотеке. В начале 1920-х годов поддерживал дружеские отношения с Л. Шестовым. В 1924 году сблизился с сюрреалистами, а с 1929 года стал вести с ними (главным образом, с А. Бретоном) ожесточенную полемику. В 1931-1933 годы посещал семинар А. Койре о Николае Кузанском, а с 1934 по 1939 годы был слушателем семинара А. Кожева, посвященного «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля. Батай вел активную интеллектуальную и общественно-политическую, антифашистскую деятельность - занимался литературной и художественной критикой, писал стихи и эротическую прозу, книги и статьи по философии, социологии, истории искусства, экономике и другим предметам, был инициатором, лидером или участником ряда коллективных проектов: сотрудничал с журналом «Arethuse» (1926-1929); был ответственным секретарем и одним из вдохновителей альманаха «Documents» (1929-1930), членом «Демократического коммунистического кружка» (1931-1934) под руководством Батая Суварина (Лифшица) и автором связанного с деятельностью кружка журнала «La critique sociale», инициатором группы «Contre-Attaque» (1935), журнала «Aciphale» и одноименного тайного общества (1936-1939), куда, в частности, входили А. Массон, П. Клоссовски, К. Пеньо; вместе с М. Лейрисом и Р. Кайуа стал основателем «Коллежа социологии» (1937-1939); в 1946 году организовал журнал «Critique». Скандальную известность Б. принесли эротические повести - «История глаза» (1928), «Мадам Эдварда» (1941), «Небесная синь» (1957) и др. Среди основных теоретических работ Б. - «Внутренний опыт» (1943), «Виновный» (1944), «О Ницше» (1945), «Теория религии» (1948), «Проклятая доля» (1949), «Литература и зло» (1957), «Эротизм» (1957)- Философские воззрения Батая складывались, главным образом, под влиянием идей Ф. Ницше, Г.В.Ф. Гегеля, 3. Фрейда, К. Маркса, антропологии М. Мосса и литературы Донасьена де Сада. Последователь гегелевской философии абсолютного духа, Батай в то же время был ее радикальным критиком. Продолжая мыслить в рамках традиционных философских оппозиций (субъект-объект, сознание-материя), Батай искал способ преодолеть спекулятивное мышление изнутри, утверждая принципиальную неснимаемость противоречий, в силу которой философия не может достигнуть абсолютного знания. Господству знания Б. противопоставлял ценность опыта, уникального чувственного переживания (эротического, эстетического, религиозного, мистического), возможность передачи которого другому ^Коммуникация) и должна была стать предметом философской рефлексии. Такое понимание опыта, который Батай называл «внутренним», было связано с кризисом укорененной в теологии традиционной западной метафизики субъекта, с драматическим осознанием «смерти Бога», историчности и конечности человеческого бытия, выводящим этого субъекта «из себя». В основе релевантной этому опыту философской концепции «низкого материализма» лежало представление о «гетерогенной» материи как нередуцируемом основании интеллектуальной активности человека, фундаменте его негативности, связанной с настойчивым отрицанием и вытеснением своего природного начала. Исходя из данной концепции, Батай предлагал проект «гетерологии» - науки, обращенной к разнородным феноменам, которые невозможно свести к некоему единому принципу. Совокупность гетерогенных элементов Батай относил к области «сакрального», в отличие от области «профанного», конституирующей мир «гомогенных» (однородных), подчиненных друг другу вещей, объединенных «принципом полезности». Этому принципу Батай противопоставлял идею «всеобщей экономии», в соответствии с которой вселенная в целом живет по законам «непроизводительной траты» избыточных материальных, энергетических и прочих ресурсов, тогда как человеческий мир руководствуется «ограниченной» экономикой производства и накопления. Рассматриваемые как социальные феномены, сакральное, гетерогенное и т.д. должны были стать предметом «сакральной социологии» - науки, исследующей человеческое общество с точки зрения амбивалентности и подвижности его внутренних, аффективных границ. Б. утверждал, что границей «профанного» мира труда и разумного самоограничения служит запрет, нарушение которого - трансгрессия - является актом взаимодействия с миром «сакральным», а в качестве элементарных запретов выделял, прежде всего, запреты на смерть (убийство и контакт с мертвым телом) и естественную сексуальность, с трансгрессией которых связывал, соответственно, жертвоприношение и эротизм. Эротизм Б. рассматривал как главный фактор антропогенеза, настаивая на мысли, что не разум и сознание, а именно специфические формы опосредования желания запретом, характеризующие сексуальное поведение людей, отличают их от животных. Эротизм, поэзию, искусство, праздник, роскошное потребление, игру, войну и др. феномены, связанные с непроизводительной тратой, Б. определял как «безработную негативность», которую противопоставлял гегелевской негативности преобразующего мир, «рабского» труда. Становящаяся таким образом «суверенность» понималась не столько как господство, сколько как свобода от каких бы то ни было ограничений. Философия Батая оказала значительное влияние на таких мыслителей, как М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси, Дж. Агамбен, а также многих др. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 216-217. Сочинения: Литература и зло. М., 1994; Внутренний опыт. СПб., 1997; Ненависть к поэзии: романы и повести. М., 1999; Проклятая доля. М., 2003; Проклятая часть: сакральная социология. М., 2006; CEuvres Completes. Т. I—XII. Р., 1970-1988. Литература: Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX в. СПб., 1994; Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб., 2002.; Предельный Батай: Сб. статей. СПб., 2006; Surya М. Georges Bataille, la mort a l'oeuvre. P., 1992; Sishere B. Pour Bataille. Etre, chance, souverainete. P., 2006. Вернуться на главную страницу Батая
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |