Бастиан Адольф
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бастиан Адольф

1826–1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Адольф Бастиан

Бастиан (нем. Bastian), Адольф (26.06.1826, Бремен, Германия — 02.02.1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад-и-Тобаго) — немецкий этнограф, путешественник и философ. Учился в университетах Гейдельберга, Берлина, Йены, Вюрцбурга. Путешествовал более 25 лет. С 1873 года — первый директор Королевского этнографического музея. Один из основателей Германского общества археологии, этнографии и первобытной истории. Автор теории «элементарных мыслей» в первобытных культурах, противник теории эволюции, сторонник социал-дарвинизма. Автор более 80 книг и 300 научных статей.

В. С. Дударев.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 368.

Бастиан (Bastian), Адольф (26.VI.1826 - 2.II.1905) - немецкий этнограф. Совершил много экспедиций, посетил все части света, собрал огромные этнографические музейные материалы. Основал Берлинский музей народоведения (1868). В своих многочисленных сочинениях Бастиан пытался, опираясь на достижения естественных наук, обосновать "психологическое мировоззрение", считал психологию "наукой будущего". Единство человеческой психики - "стихийная (элементарная) мысль" - обусловливает, по Бастиану, единство культуры всех народов. Но каждый народ "развивает сам из себя определенный круг идей". Работы Бастиана написаны тяжелым языком, трудны для понимания. К. Маркс в своем письме к Ф. Энгельсу от 19 декабря 1860 года осудил сделанную Бастианом «попытку "естественнонаучного" объяснения психологии и психологического объяснения истории...» (Соч., т. 22, 1931, с. 552). Несмотря на путаницу и идеализм взглядов Бастиана, прогрессивным в его трудах было для того времени признание единства человечества и его культуры.

С. А. Токарев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Der Mensch in der Geschichte, Bd 1-3, Lpz., 1860; Die Völker des Oestlichen Asien, Bd 1-6, Lpz.-Jena, 1866-71; Der Völkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen, В., 1881; Die Vorgeschichte der Ethnologie, B., 1881, Allgemeine Grundzüge der Ethnologie, В., 1884.

Бастиан Адольф (Bastian, Adolf) (1826–1905), немецкий этнолог. Родился 26 июня 1826 в Бремене. Первое из многочисленных плаваний совершил в 1850 в Австралию в качестве судового врача. С того времени и до 1903 периодически путешествовал по миру – побывал на Ближнем Востоке, на обоих берегах Тихого океана, на западном побережье Африки, в Южной и Восточной Азии. Основной публикацией по итогам этих путешествий стал шеститомный труд Народы Восточной Азии (Die Volker des ostlichen Asien, 1866–1871). Вместе с Рудольфом Вирховым Бастиан организовал в Берлине в 1869 Общество антропологии, а в 1870 году – Общество исследований Центральной Африки. Когда в 1886 в Берлине был построен Королевский этнографический музей (получивший впоследствии название Музея народоведения), он стал его первым директором.

Бастиан утверждал, что сходство обычаев в различных частях мира является продуктом одинаковых форм мышления, которые он назвал «элементарными идеями». На ранних стадиях развития общества эти элементарные идеи формируются как «народные понятия» под воздействием географической среды; позднее они видоизменяются под влиянием исторических факторов. Изложение этой концепции можно найти в его труде Этнические элементарные идеи в учении о человеке (Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen, 1895). Среди других работ Бастиана следует отметить книгу Человек в истории (Der Mensch in der Geschichte, 1860). Умер Бастиан в Порт-оф-Спейне (Тринидад) 2 февраля 1905.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Бастиан (Bastian) Адольф (18261905) — немецкий врач, психолог и этнолог. Профессор этнологии университета Фридриха Вильгельма (Берлин). Учился в Берлинском, Гейдельбергском и Пражском ун-тах. Вскоре после получения медицинского образования (1850) увлекся этнологией. На протяжении нескольких десятилетий участвовал в этнографических экспедициях в Азии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америки, Индии, Китае. Был инициатором организации и чл. Берлинского «Общества антропологии,этнологии и доистории» и

редактором «Журнала этнологии», издававшегося этим обществом (1869—1870). Собрал многочисленные коллекции, которые были положены в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения (1886). Осуществил ряд исследований по психологии. Стремился к выработке целостного психологического объяснения истории и привнесению в психологию естественнонаучных идей, методов и стандартов. Считал психологию «наукой будущего», которая может и должна стать «краеугольным камнем единого мировоззрения», поскольку «истинная наука не знает ни материализма, ни идеализма, она охватывает и то и другое». Последовательно отстаивал идеи единства человеческого рода, умственного прогресса, влияния среды, культуры и др. Выдвинул и развивал идею единства психики человечества. Утверждал, что именно единое происхождение психики людей обеспечило историческое единство элементарных идей и культур всех народов. Полагал, что возникновение и функционирование культурных черт, фольклора, мифов и верований различных этнических групп детерминируются законами эволюции культуры и в принципе одинаковы, а различия между их конкретными формами обусловливаются преимущественно географической средой. Оказал влияние на формирование глубинной психологии (в том числе концепцию коллективного бессознательного), функционалистских и антропологических теорий культуры. Основные психологические идеи изложил в фундаментальном труде: «Человек в истории. К обоснованию психологического мировоззрения», т. 1 «Психология как естественная наука», т. 2 «Психология и мифология», т. 3 «Политическая психология», 1860. Автор книги: «Введение в сравнительную психологию», 1868; и около 60 др. работ по различным проблемам психологии,этнологии, антропологии.

В. И. Овчаренко

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005, с.39-40.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Сочинения:

Der Mensch in der Geschichte. 3 Bde. Leipzig, 1860;

Die Völker des östlichen Asien. 6 Bde. Jena, 1866—1871.

 Der Völkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen, В., 1881;

Die Vorgeschichte der Ethnologie, B., 1881,

Allgemeine Grundzüge der Ethnologie, В., 1884.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС