Баруздин Сергей Алексеевич |
|
1926-1991 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Алексеевич Баруздин
Фото с сайта deti.spb.ru Баруздин Сергей Алексеевич [22.7.1926, Москва — 4.3.1991, Москва] — поэт, прозаик. Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи. Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К.Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое...» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321). После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М.Горького. В 1950 издал первый стихотворный сб. для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г.Алексиным «Флажок»; в 1951 — сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям. В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сб. стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957). Л.Кассиль так характеризовал стихи Баруздина для детей: «Важные по смыслу, крепко слаженные...» (Баруздин С. Твои друзья — мои товарищи. М., 1967. С.6). Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества — трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959). Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х, Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег... Рассказы» (1969). В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе советского и индийского народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля — один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо. В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964) Баруздин существенно дополнил худож. летопись Великой Отечественной войны. Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты. В печати отмечалось и своеобразие композиции романа, действие его и начинается, и завершается в 1961 — в год полета Юрия Гагарина, а между этим обрамлением — годы Великой Отечественной войны, причем каждому году уделена особая глава. Известны благодарные отзывы читателей: «Читаю я много, но книга "Повторение пройденного" лучшая для меня» (Прилежаева М.— С. 118); «Давно не читал я такой правдивой, искренней книги о судьбе поколения, к которому принадлежу и сам» (Известия. 1967.21 окт.). Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967). Образ женщины на войне — такова тема этой книги. В ней рассказывается о девочке-подростке, которая в начале войны участвовала в боях под Наро-Фоминском и героически погибла при выполнении боевого задания. В повести «Тася», названной по имени ее героини, обрисован путь женщины, которая была ранена, потеряла ребенка, но героически прошла всю войну. В повести «Верить и помнить» героиня — труженица тыла в годы войны, участница героического послевоенного восстановления народного хозяйства. Баруздин выступал как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э.Асадова, А.Барто, Л.Воронковой, А.Вергелиса, М.Исаковского, К.Калчева, В.Катаева, А.Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе»собраны статьи более чем о 60 писателях. В 1978 издана книга «Люди и книги» (переиздана в 1982). Потребовала переиздания и вышедшая в 1985 книга Баруздин «Писатель.Жизнь. Литература»; расширенное переизд. вышло в 1990 — здесь представлены портреты М.Карима, О.Гончара, Н.Грибачева, Г.Гулиа, М.Дудина, М.Бажана, С.Орлова, Т.Пулатова, А.Югова и многие другие. Постижение душевной сущности того или иного художника для Баруздина — ключ к его творчеству, суждения автора книги здесь особенно ценныи интересны. Например, о Н.Тихонове он пишет так: «...у меня всегда было ощущение,что рядом со мной не старик, не просто зрелый человек, а "бывалый юноша"» (Писатель. Жизнь. Литература. С.267); или о Н.Думбадзе: «"От нас зависит.." Это не фраза в устах Нодара Думбадзе. Это принцип его творчества. Это принцип его общественных дел. Это принцип его жизни» (Там же. с.285). За четверть века работы в литературе тираж книг Баруздина составил более 30 млн. экземпляров, они были изданы более чем на 50 языков народов мира. Писатель занимался также переводами, переводил стихи и прозу — произведения А.Арипова, Ш.Бейшеналиева, Г.Бойко, Г.Виеру, Ш.Рашидова, Г.Юшкова. В 1953-55 работал в редакции журнала «Пионер»; затем редакторская работа была продолжена в журнале «Дружба народов», где на посту главного редактора Баруздин много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР. Активно работал также в руководстве СП СССР, в его правлении. В.А.Шошин Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 174-176. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 3 т. М., 1984-85; Избранные произведения: в 2 т. 1977; Стихи без названия. М., 1980; А память все зовет...: роман и повести. М., 1981; Люди и книги: литературные заметки. М., 1982; Стихи минувших лет. М., 1983; Само собой: повести. М., 1985; Индийские стихи. М., 1988; Повторение пройденного: роман. Минск, 1990; Писатель. Жизнь. Литература: литературные заметки. М., 1990; Повести и рассказы. М., 1991. Литература:Мотяшов И. Мастерская доброты. М., 1969. С.90-127; Михалков С. Чувство локтя. М., 1971. С.203-206; Орлов Д. Сергей Баруздин: Очерк творчества. М., 1976; Прилежаева М. Дороги, дороги... М., 1980. С.116-123; Мотяшов И. «Я верю в жизни напряженье» // Баруздин С. Два измерения...: повести и рассказы. М., 1986. С.584-602; Теракопян Л. Повторение пройденного // Дружба народов. 1996. №7.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |