Баруди Галимд-жан |
|
1857-1921 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Баруди (аль-Баруди; наст. фам. Галиев) Галимджан (Галимзян) Мухамметзянович (2 февраля 1857, деревня Малые Ковали Ковалинской волости Казанского уезда Казанской губернии, - 6 декабря 1921, Москва). Из купеческой семьи. Образование получил в медресе в Казани и Бухаре. Под руководством Баруди (с 1881) медресе "Мухаммадия" в Казани стало известным и за пределами России. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно переиздавались), имам одной из мечетей в Казани. Пользовался авторитетом среди мусульман. Стремился к модернизации ислама. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде (август 1906) избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман, член ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Главный редактор журнала "Религия и Нравственность" (Казань, 1906-1917, на тат. яз.). В 1907 за противоправительственную деятельность и революционную пропаганду арестован, в 1908 выслан на два года в Вологододскую губернию. После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и др. городах, затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани. После Февральской революции 1917 на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май) избран муфтием, впервые в истории России победившим на свободных выборах (до революцииции муфтий назначался правителсьством). В связи с этим 19 мая "Уфимский Вестник" сообщил, что муфтием стал "известный мусульм, учёный и богослов, при царском строе пострадавший за свои политические убеждения". Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) в Уфе 20 ноября 1917 - 11 января 1918] Выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, за отделение религии от государства. По постановлению Наркомнац РСФСР и Татаро-Башкирского комиссариата от 21 апреля 1918 Милли идарэ было ликвидировано, а Центральному духовному управлению мусульман Внутр. России и Сибири, при условии невмешательства в политические дела, предоставлялось право самостоятельного учреждения, ведающего религиозными делами. Духовное управление (во главе с Баруди) распространило 25 апреля прокламацию, подписанную Баруди и др. членами управления, с категорическим протестом против роспуска Милли идарэ. Баруди с некоторыми членами бывшего Милли идарэ выехал в Петропавловск (Акмолинская обл.). В марте 1919, когда Уфа была вновь занята белыми, вернулся в Уфу. После прихода Красной Армии в июне был арестован, затем освобожден и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и вскоре умер. Использованы материалы статьи С.М.Исхакова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993 Литература:Валидов Д., Очерк истории образованности и лит-ры татар (до рев-ции 1917), М-П, 1923; Давлет Н., Г. Баруди - просветитель и реформатор, Татарстан", 1991, N 7.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |