Барсов Антон Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Барсов Антон Алексеевич

1730-1792

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Антон Алексеевич Барсов

Барсов Антон Алексеевич (1730, Москва — 21 января 1791, там же) — русский философ, лингвист, переводчик, педагог. Учился в Славяно-греко-латинской академии и в Петербургском Академическом университете. В 1753 стал магистром философии и свободных наук и оставлен при Академии для чтения лекций по математике и переводов «ученых» сочинений. Ординарный профессор красноречия Московского университета (с 1761). Почетный член Йенского латинского общества, действительный член Российской Академии (1783). Речью «О употреблении красноречия в Российской империи» начал 30-летний курс лекций, в который включал комментарии к сочинениям Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция. Главный труд Барсова «Краткие правила российской грамматики» (1771) служил основным учебником русского языка в течение многих лет. Барсов много переводил (в т. ч. раздел о метафизике из «Энциклопедии» Д. Дидро), писал, произносил актовых речей («Собрание речей...», 1788), проводя мысль о том, что философия «приобучает разум к твердому познанию истины... испытует естество Божие, рассматривает силы и свойства наших душ и из того определяет наши должности в рассуждении Творца нашего». В советской историографии делались неправомерные попытки оценки философского и педагогического творчества Барсова в русле просветительских и материалистических идей.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 217.


Барсов Антон Алексеевич (1.12.1730, Москва 21.12.1791, Москва) - философ, лингвист, переводчик педагог. В 1738 г. поступил в низшую школу Славяно-греко-латинской академии. В 1748 г. в числе десяти лучших учеников направлен в Петербургский Академический ун-т а в 1753 г., получив звание магистра философии и свободных наук, был оставлен при Академии для чтения лекций по математике и для переводов «ученых» сочинений. В 1761 г. после смерти Поповского, стал ординарным профессором кафедры красноречия (риторика, поэтика, русский язык) Московского ун-та. Речью «О употреблении красноречия в Российской империи» Барсов начал 30-летний курс университетских лекций, в который обильно включал комментарии к сочинениям Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция. В 1762 г. он перевел классическую «Краткую латинскую грамматику» X. Целлация и избран в почетные члены Йенского латинского общества, Барсовым были переведены также «Наставления политические...» (2 ч.) Я. Ф. Бильфельда, раздел о метафизике из энциклопедии Д. Дидро для русского ее издания (1770). Основным трудом Барсова была «Российская грамматика». Заказанный как пособие для учителей, этот труд по своему характеру представлял собой сугубо научное лингвистическое сочинение, оказавшее влияние на будущие споры о русском языке. Особое место в научно-педагогической деятельности Барсова (с 1783 г. он действительный член Российской Академии) занимали его речи, как образцы практического приложения теории элоквенции (красноречия). Он был постоянным оратором на торжественных актах университета и опубликовал «Собрание речей...» (1788), где содержались научные, педагогические и философские идеи. Все человеческое знание в форме различных наук, считал Барсов, сопричастно философии, «поелику она имеет власть рассуждать о всех без изъятия вещах по их причинам, то есть поелику она рассматривает союз и соединение причин с действиями». В «Речи о пользе учреждения Императорского Московского университета при открытии оного» Барсов в заостренной форме поставил вопрос: для чего нужна философия? И дал ответ: «Без сомненья, для того, чтоб узнать, что может причиной быть нашего благополучия и отчего оное как действие последовать может? Притом философия приобучает разум к твердому познанию истины, чтоб оный напоследок знать мог, в чем наше истинное благополучие заключается; испытует естество Божие, рассматривает силы и свойства наших душ и из того определяет наши должности в рассуждении творца нашего...» В советской историографии делались неоднократные попытки интерпретации философского творчества Барсова в русле просветительских и материалистических идей.

А. И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 40-41.

Сочинения: Речь магистра Антона Барсова, говоренная при Московском университете сентября 6 дня 1760 г. // Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Спб., 1878. Вып. 4.

Литература: Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л., 1977.


Барсов Антон Алексеевич (1[12].03.1730—21.12. 1791[1.01. 1792]), филолог, писатель. В 1738 был определен в низшую школу Славяно-греко-латинской академии. 24 марта 1748, будучи учеником класса риторики, был внесен В. К. Тредиаковским в список семинаристов, отправляемых для пополнения Академии университета. В 1753 Барсов получил звание магистра философии и свободных наук и был оставлен при Академии.
При организации Московского университета Барсов был зачислен в его штат преподавателем математики (1755), а в 1761 в звании ординарного профессора занял кафедру красноречия, т. е. преподавал риторику, поэтику и русский язык.
В задачи Барсова входило обучение переводу с древних языков, навыкам стихотворства и составлению речей. Практическое применение правил поэзии и красноречия Барсов демонстрировал на примерах из русской литературы, гл. обр. из Ломоносова. В общей сложности он рассмотрел похвальные «слова» поэта, поэму «Петр Великий» и наиболее известные оды; из Ломоносова черпались также примеры для описания правил русского стихосложения. Стихотворения древних авторов привлекались Барсовым более или менее случайно.
Научная деятельность Барсова была тесно связана с преподавательской. Он стал инициатором создания (2 авг. 1771) Вольного Российского собрания при Московском университете, вокруг которого сгруппировались не только московские, но и петербургские историки и литераторы и главной задачей которого являлись подготовка словаря литературного языка, а также издание «полезных» сочинений и переводов. Барсов оставался его бессменным секретарем до 1787, осуществив в качестве редактора выпуск ч. 1—6 «Опыта трудов Вольного Российского собрания» (1774—83). Из его собственных литературных выступлений здесь заслуживают внимания публикация старой «Речи о пользе учреждения Императорского Московского университета при открытии оного 1755 года апреля 26 дня» и полемика с М. И. Плещеевым («Англоманом») о метафорическом богатстве церковнославянского языка.
После прекращения деятельности Вольного Российского собрания Барсов в качестве председателя возглавил Общество любителей учености (1789). Оно, вероятно, должно было противостоять влиянию тесно связанного с Н. И. Новиковым и масонскими организациями Дружеского ученого общества.
В рамках собрания, с привлечением его членов и студентов университета, Барсов приступил к созданию «Словаря российского языка», выпустив в 1776 корректурный экземпляр литеры «А». Остальные материалы «Словаря» были позднее переданы в распоряжение Российской Академии, куда Барсов был избран с момента ее официального открытия (1783).
Репутация Барсова как знатока языка сложилась прежде всего на основании его работ в области грамматики, в которых он подверг пересмотру грамматическое наследие В. Е. Адодурова, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.
Центральный труд Барсова «Российская грамматика» вырос из поручения Комиссии народных училищ (1783) составить пособие для учителей. Грамматические воззрения Барсова в определенной степени подготовили споры о языке между «шишковистами» и «карамзинистами». Сам Барсов как стилист принадлежал к стойким последователям теории «трех штилей» Ломоносова. Тем не менее Н. М. Карамзин в посвященной Барсову полуиронической статье «Великий муж Русской грамматики» (1803) особо выделил поднятый этим «педантом» и гибко решавшийся им вопрос о соотношении «правил» и живого словоупотребления, ставший центральным в практике русского сентиментализма. Затронутый Барсовым вопрос о различии исконно русского и церковнославянского языков позднее также стал одним из предметов общелитературной полемики.
4 дек. 1783 последовало распоряжение императрицы о привлечении московских профессоров к собиранию, согласно указаниям А. П. Шувалова, материалов по древней русской истории.
В бумагах Барсова остался план труда под названием «Симфония, или Свод бытий Российских». Он был задуман как хронологический перечень событий русской истории с 860 по 1598.
Барсов принадлежал к патриотически настроенной части профессуры; в частности, он оказался среди осудивших диссертацию масона Д. С. Аничкова (1769). Не занимая административных постов, он, тем не менее, как член Университетской конференции имел возможность оказывать влияние на университетскую жизнь. С 1756 по сент. 1765 Барсов редактировал издаваемую университетом газету «Московские ведомости» и держал корректуру большинства книг Университетской типографии; в 1760-х был «инспектором» (начальником) обеих гимназий, дворянской и разночинной. С этим временем связано исключение из числа гимназистов некоторых впоследствии видных лиц (Г. А. Потемкин, Н. И. Новиков и др.).
В связи с широкой научно-общественной деятельностью, прежде всего цензурной, Барсову приходилось общаться со многими московскими литераторами. Сохранились сведения о близких отношениях Барсова с Карамзиным периода издания «Московского журнала» и М. Н. Муравьевым.
На стыке административной и ученой деятельности Барсова находятся его «речи», высоко ценимые современниками как образцы практического приложения теории элоквенции. Барсов был постоянным оратором на торжественных заседаниях университета. Общее количество произнесенных им «слов» определить затруднительно; наиболее важные вошли в «Собрание речей…» (1788), посвященное автором И. И. Шувалову как личному «благодетелю» Барсова и покровителю литературы. Они приурочены к придворным или государственным событиям («На мир с Портою», 1775; «Первое седмилетие мира в России», 1781 и др.) и примыкают к идущей от В. К. Тредиаковского традиции ораторской прозы.
Бумаги Барсова были приобретены А. И. Мусиным-Пушкиным; редкие книги и древние рукописи также влились в его коллекцию; остальное, в т. ч. т. 1—6 автобиографических «Записок», которыми пользовался Е. Болховитинов, владелец предполагал передать в Архив Коллегии иностранных дел, но, видимо, не успел этого сделать, и они погибли вместе с его библиотекой.

В. С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Речь магистра Антона Барсова, говоренная при Московском университете сентября 6 дня 1760. — В кн.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1878, в. 4.

Литература:

Кулябко Е. С. Замечательные питомцы Академического университета. Л., 1977.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС