Баррюэль Огюстен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Баррюэль Огюстен

1741-1820

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Огюстен Баррюэль

Баррюэль (фр. Barruel), Огюстен (02.10.1741, Вильнев-де-Берг — 05.10.1820, Париж) — французский публицист. Родился в дворянской семье. Окончил коллеж в Турноне, в 1756 году вступил в Орден иезуитов. Преподавал грамматику в иезуитском коллеже в Тулузе до изгнания иезуитов из Франции (1764), после чего эмигрировал в Польшу, затем — во владения австрийских Габсбургов. Изучал теологию в Чехии, преподавал в Моравии. Став гувернером в аристократической семье, совершил с воспитанником путешествие в Италию, затем находился в Авиньоне до полного запрета папой Ордена иезуитов (1773). Принял сан аббата и в 1774 году вернулся во Францию. В 1774—1777 годы жил в замке Шомон в качестве воспитателя детей принца Саксонского.

В 1774—1784 годы Баррюэль сотрудничал с «Литературным ежегодником», где резко критиковал философию Просвещения. В 1781 годы развил эту критику в «Письмах провинциального философа», получивших широкий резонанс и неоднократно переиздававшихся. В 1788—1792 годы практически в одиночку издавал «Газету духовенства». В 1789 году выпустил памфлет «Истинный патриот, или Рассуждение о подлинных причинах нынешней революции», где утверждал, что революция является Божьей карой для Франции за неправедный образ жизни, прежде всего духовенства. В ряде произведений резко осудил гражданское устройство Церкви во Франции.

После падения монархии (1792) Баррюэль эмигрировал в Англию, где нашел прибежище у Э. Бёрка. В 1794 году выпустил в Лондоне «Историю духовенства во время Французской революции»: не отказываясь от идеи революции как «Божьей кары», он выдвинул также тезис о революции как следствии «заговора» философов. В 1796—1797 годы опубликовал «Мемуары по истории якобинизма», доказывая, что причиной революции стал «тройной заговор» философов, франкмасонов и баварских иллюминатов с целью уничтожить Церковь, монархию и, в конце концов, общество. Книга имела большой международный резонанс и была переведена практически на все европейские языки. После переворота 18 брюмера Баррюэль призвал французское духовенство подчиниться законам своей страны, если они не противоречат морали и религии.

В 1802 году он вернулся во Францию и стал каноником собора Парижской Богоматери. В сочинении «О папе и религиозных правах» (1803) поддержал конкордат 1801 года. Во время конфликта папы с Наполеоном Бонапартом Баррюэль выступил в поддержку первого, из-за чего в 1811 году был арестован. После восстановления Ордена иезуитов (1814) вновь стал его членом.

В XIX—XX века предложенная Баррюэля теория масонского «заговора» как причины Французской революции активно использовалась консервативными идеологами Франции. Хотя современная историография отвергла эту концепцию как необоснованную, «Мемуары по истории якобинизма» доныне считаются ценным источником по истории социокультурной среды века Просвещения, благодаря широкому кругу использованных Баррюэлем аутентичных документов.

А. В. Чудинов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 344-345.


Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Mémoires pour servir à l’histoire du jacobinisme. 2 V. Paris, 2005.

Литература:

Чудинов А. В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М., 1996; Его же. Французская революция: история и мифы. М., 2007; Carrino A. La Rivoluzione francese secondo Barruel Alle origini della storiografia reazionaria. Napoli, 1989; Lemaire J. Les Origines françaises de l’antimaçonnisme: 1744—1797. Bruxelles, 1985; Riquet M. Augustin de Barruel. Un jésuite face aux Jacobins francmaçons. 1741—1820. Paris, 1989.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС