Балакирев Милий Алексеевич |
|
1836-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Милий Алексеевич Балакирев
Балакирев Милий Алексеевич (1836—1910) — российский музыкальный и общественный деятель, композитор, дирижер и пианист. Глава творческого объединения русских композиторов «Новая русская музыкальная школа» («Балакиревский кружок» или «Могучая кучка»), возникшего в 1856 г. и оформившегося в начале 1860-х гг. В 1862 г. вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868—1873, 1881 — 1908). В 1883—94 гг. — главный дирижер Имп. Русского Музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой. Популяризировал наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Автор музыки к трагедии В. Шекспира «Король Лир», двух симфоний (1897,1908), симфонических поэм «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), камерно-инструментальных сочинений и романсов. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 28.
Балакирев Милий Алексеевич (21.12.1836-16.05.1910), русский композитор, дирижер, музыкальный и общественный деятель, глава творческого объединения русских композиторов “Новая русская музыкальная школа” (“Балакиревский кружок”, или “Могучая кучка”), возникшего в 1856 и оформившегося в н. 1860-х. В 1853 — 55 Балакирев — вольнослушатель математического факультета Казанского университета. В 1855 переехал в Петербург, где стал встречаться с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, дебютировал как композитор и пианист. В 1862 вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-73, 1881-1908). Главный дирижер Русского Музыкального общества, директор “Придворной певческой капеллы” (1883 — 94). В качестве дирижера опер “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Балакирев популяризировал оперное наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Балакирев — автор музыки к трагедии Шекспира “Король Лир”, симфонических поэм “Тамара”, “Русь”, “В Чехии”, восточной фантазии для фортепьяно “Исламей”, камерно-инструментальных сочинений и романсов, обработал ряд русских народных песен. В. А. Федоров
БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в. Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты. «Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов). Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910. Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
Балакирев и ЛермонтовБалакирев Милий Алексеевич (1836/37 — 1910), русский композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель, глава «новой русской музыкальной школы», известной под названием «Могучая кучка». Лермонтов был любимым поэтом Балакирева, к его творчеству он обращался в течение всей жизни. Воздействие Лермонтова сказалось уже в Большой сонате для фортепиано, над которой композитор работал в 1855 году. Эпиграфом к ней послужили строки из стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон». Работа над сонатой, которую Балакирев хотел посвятить М. И. Глинке, не была завершена, сохранилась лишь черновая рукопись четырех частей сонаты и набросок фуги-эпилога (ГПБ, ф. 41). Летом 1862 года Балакирев впервые побывал на Кавказе. В письме к В. В. Стасову от 25 июня, описывая свои впечатления от Пятигорска, он сообщал: «...Дышу Лермонтовым... Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... Кроме того, мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует, черкесы точно так же мне нравятся, начиная от их костюма (лучше черкесского костюма я не знаю), и много ещё есть струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются и во мне...» (см. в кн.: Балакирев М. А. и Стасов В. В., Переписка, т. 1, 1970, с. 188). В 1863 году Балакирев концертировал в качестве пианиста в Железноводске, Кисловодске, Пятигорске. Он снова бродил по лермонтовским местам, слушал горские мелодии и изучал народные музыкальные инструменты. В последний раз на Кавказ Балакирев приезжал в 1868 году. Тема свободолюбия и величественные образы природы Кавказа, привлекавшие Балакирева в творчестве Лермонтова, своеобразие и колоритная характерность горской народной музыки получили отражение в замыслах его симфонических сочинений, относящихся к 60-м годам: в незаконченной программной симфонии «Мцыри» (не сохранилась), в симфонической поэме «Тамара» (1882), посвященной Ф. Листу (впервые исполнена 7 марта 1883 года). Мелодика и ритмическая сторона поэмы «Тамара» тесно связаны с грузинскими народно-песенными и танцевальными напевами. Здесь отчетливо проявились индивидуальные черты симфонического стиля Балакирева: яркость оркестровой звукописи и характерного кавказского колорита, свободное сопоставление красочных музыкальных картин (ночное Дарьяльское ущелье, празднество в замке Тамары, утренний горный пейзаж). Основная мысль поэмы — изменчивость красоты и недостижимость счастья — воплощена автором в образе царицы Тамары. 13 романсов Балакирева на стихи Лермонтова сочинены в разное время, с 1858 по 1909год. К так называемому «восточному циклу» относятся «Песня Селима» (СПБ, 1859), «Черкесская песня» («Много дев у нас в горах») (СПБ, 1859) из поэмы «Измаил-Бей», песня рыбки из поэмы «Мцыри» (СПБ, 1861), где заметны некоторые приемы, ставшие типичными для «новой русской музыкальной школы», в частности «изобразительная» функция фп. сопровождения; в «Еврейской мелодии» («Душа моя мрачна») (СПБ, 1859) преобладает лирическое начало, удачно сочетаясь с принципами декламации. Романс Балакирева «Отчего» (СПБ, 1861) продолжает традицию монолога-раздумья, характерного для творчества A. С. Даргомыжского, а романс «Слышу ли голос твой» (СПБ, 1865) написан в духе музыкальной лирики Глинки. Круг поэтических образов Лермонтова, воплощенных в музыке Балакирева, с течением времени менялся. В 90-е годы внимание композитора привлекают у Лермонтова мотивы тоски и одиночества: «Когда волнуется желтеющая нива» (М., 1896) и «Сосна» («На севере диком») (М., 1896). В последние годы жизни Балакирев, несколько охладев к Лермонтову, все-таки создал замечательные вокальные сочинения: «Сон» («В полдневный жар», СПБ, 1904), песню «Желтый лист о стебель бьется» (СПБ, 1904). «Из-под таинственной холодной полумаски» (Лейпциг — СПБ, 1904) — удачный опыт лирического романса-портрета, восходящего к Глинке. Среди поздних романсов Балакирева выделяется «Утес» (СПБ, 1910, изд. посмертно). Музыкальный язык романса содержит признаки многих жанровых разновидностей, в том числе элементы русской народной песни. Тонкой поэтичностью отмечен сохранившийся вокальный фрагмент: «Склонись ко мне, красавец молодой» (СПБ, 1904), музыкальный материал которого был использован Балакиревым для 3-й части Второй симфонии. Хоровые сочинения Балакирева на стихи Лермонтова остались незаконченными. Это — «Русалка» для женского хора (1860) и отрывок хорового варианта песни «Желтый лист о стебель бьется» (1900). А. С. Розанов, А. Е. Хаит. Цитируется по изд.: Лермонтовская энциклопедия М., 1981, с. 45-46.
Сочинения:М.А.Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961 М.А. Балакирев Воспоминания и письма. Л., 1962 М.А.Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967. Литература:Молодой музыкант. [Псевд. С. Н. Кругликова], Рецензия на симфоническую поэму «Тамара», «Совр. известия», [Москва], 1883, 12 марта; Финдейзен Н., Рус. худож. песня, М.—Лейпциг, [1905], с. 53—54; Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. ст., под ред. Б. В. Асафьева, М.— Л., 1930, с. 78—81; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 37; Стасов В. В., Двадцать пять лет рус. иск-ва, в его кн.: Избр. соч. в 2 тт., т. 2, М., 1937, с. 256, 258; то же, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М., 1952, с. 549; Нестьев И., Восток и рус. композиторы («Исламей» и «Тамара» М. Балакирева), «Сов. иск-во», 1938, 18 апр.; Музалевский В., М. А. Балакирев, Л., 1938, с. 91—96, 108—13; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.—Л., 1938, с. 94—99, Римский-Корсаков Н. А., Полн. собр. соч.— Лит. произв. и переписка, т. 1, М., 1955, с. 23, 258; Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX в., М., 1956, с. 152—56; Балакиревы. А., Переписка с ното-издателем П. Юргенсоном, М., 1958 (по имен, указат.); Автографы М. А. Балакирева... Каталог-справочник. [Сост. В. А. Киселев], М., 1959 (по имен, указат.); Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960, с. 98—108; М. Ал. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961 (по имен, указат.); М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962 (по имен, указат.); Перелистывая пожелтевшие страницы [о балете Балакирева «Тамара», поставленном М. Фокиным в Париже в 1912], «Огонек», 1964, № 42, с.11; Кунин И., М. А. Балакирев. Жизнь и творчество в письмах и документах, М., 1967, с. 38—41, 60, 63—66.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |