Михаил Александрович Бакунин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Михаил Александрович Бакунин

1814-1876

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Михаил Александрович Бакунин

Михаил Бакунин, 1838 г., автопортрет

Бакунин Михаил Александрович (18(30).05.1814, с. Прямухино Тверской губ. - 19.06(1.07). 1876, Берн, Швейцария) - революционер, философ, один из основателей народничества и теоретиков анархизма. Учился в Петербургском артиллерийском училище (1826- 1832), затем служил в армии. В 1834 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился со Станкевичем, а затем с Белинским и стал активным участником их кружка. В 1840 г. Бакунин уезжает за границу, сначала в Германию, где некоторое время учился в Берлинском ун-те, но вскоре занялся общественно-политической деятельностью, установив дружеские контакты с рядом деятелей западноевропейских социально-политических и революционных движений (П. Ж. Прудон, К. Маркс и др.). Во время революции 1848- 1849 годов, Бакунин - один из ее активнейших участников, за что дважды приговаривался (саксонским и австрийским судом) к смертной казни. В 1851 г. выдан российскому правительству и после длительного заключения в Петропавловской крепости сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки и вновь включился в революционное движение. В 1864 г. вступил в Международное товарищество рабочих (I Интернационал), своей пропагандой анархизма оказав большое влияние на ряд его региональных организаций.

В 1872 г. усилиями марксистов Бакунин был исключен Гаагским конгрессом из Интернационала. На разных этапах жизни и деятельности Бакунина философия имела у него различный удельный вес. В кружке Станкевича - Белинского молодой Бакунин - философ по преимуществу, обладающий истинно спекулятивным талантом, причем его первые статьи «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» (1838), «О философии» (1839-1840) воспринимались порой как образец философских соч. на рус. языке. Включившись в 40-х гг. в западноевропейское революционное движение, он пошел на разрыв не только с философией, но и со всякой теорией, надеясь на практическое разрешение социально- политических проблем. В 60-х гг. Бакунин вновь стал проявлять интерес к философской теории, что нашло свое выражение в разд. «Антитеологизм» его труда «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867) и в самой большой, правда незаконченной и долго остававшейся неопубликованной, работе «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и о человеке» (1870-1871), Вначале теоретическую опору своему умонастроению, носившему романтический характер. Бакунин нашел в сочинениях позднего И. Г. Фихте, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Жана Поля (Рихтера), Э. Гофмана. Со 2-й половине 1836 года он углубленно изучает философию Гегеля, толкуя ее как «философию действительности» и как средство преодоления романтизма. В целом философская позиция Бакунина конца 30 - начала 40-х годов может быть квалифицирована как гегельянство, с оговоркой, что и в эти годы в его мировоззрении постепенно намечались практически-политические ориентации в духе левогегельянства. В 60-70-х годах Бакунин переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, позитивистом Б. не стал: он не сводил философию к наиболее общим выводам из науки, не был сторонником агностицизма. В центре его философских интересов - критика теологии и метафизики как «утонченной» и «рационализированной» теологии, он отстаивает положения о «стремительной», «вечно подвижной», «деятельной», «плодотворной», «живой» материи, о законах «великолепно организованного» мира, о бесконечной Вселенной, о взаимодействии целого и каждой точки, о мировой причинности и взаимозависимости, о месте человека в мире, о позитивной и рациональной науке, приводящей к познанию истины, Последней ступенью, «увенчанием» философии выступает у Бакунина социология. Базисом всякого человеческого развития признается антропологическая и экономическая точка зрения. Бакунин считает, что законы общества, законы «социального тела» - это продолжение законов «естественного тела»; история представляет собой постепенное отрицание первобытной животности человека, его удаление от чистой животности посредством развития человечности; основными законами общества являются закон социальной солидарности и закон свободы; составным элементом свободы является бунт: если бунт человека против законов природы невозможен, возможен бунт человека как социального существа против двух основных учреждений общества - церкви и государства. Узловой пункт бакунинской версии анархизма— концепция возникновения государства, его полного разрушения и установления безгосударственного общественного самоуправления. Государство, считал Бакунин, зло, но зло исторически необходимое; общество и государство не тождественны, государство - лишь временная историческая форма общества. Бакунин - не против всяких государственных форм вообще, а только против строго централизованного, авторитарного, чиновничье-бюрократического государства, освященного церковью, выступающего, по его мнению, орудием авторитарно-деспотического управления сверху, порабощения правящим привилегированным меньшинством большинства членов общества. Поэтому идеалом для него является общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Будущее общество он определял как существующее на принципах равенства и справедливости, свободное от эксплуатации, т. е. социалистическое по своему характеру. Один из основных принципов Бакунина: свобода без социализма - это несправедливость, а социализм без свободы - это рабство. Бакунинский антитеологизм, воинствующий атеизм и материализм - значительная страница в истории не только русской но и западноевропейской мысли 2-й половины 60 - 1-й половины 70-х годов XIX века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 39-40.

Сочинения: Избр. соч.: В 5 г. По.; М„ 1919-1921; Собр. соч. и писем: В 4 т. М., 1934-1935; Философия. Социология. Политика. М., 1989; Анархия и порядок. М., 2000; Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.

Литература: Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915; Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4; Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»); Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970; Она же. Социальная доктрина М. А. Бакунина. М., 1990; Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981; Графский В. Г. Бакунин. М., 1985; Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987; Памяти М. А. Бакунина. М., 1990; История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).


Вернуться на главную страницу М.А. Бакунина.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС