Бахметьев Владимир Матвеевич |
|
1885-1963 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Матвеевич БахметьевБахметьев Владимир Матвеевич [2(14).8.1885, г.Землянск Воронежской губ.— 16.10.1963, Москва] — прозаик. Родился в многодетной семье мелкого служащего, имеющей и мещанские, и крестьянские корни. Хотя в автобиографии Бахметьев писал о времени своего детства как о «дремучих, болотных годах», семье были близки радикальные настроения и взгляды: «От матери, зачитывавшейся Щедриным и Ренаном, от дядьев, братьев ее, пьяниц и безбожников, с детства "задичал" я, к богу не хаживал, начальству не поклонялся, рос сам по себе...» (из «Автобиографии»). После окончания уездного училища работал в земской управе. В годы первой русской революции сближается с социал-демократами — «искровцами» Воронежа, Борисоглебска, Острогожска, вследствие этого был взят под надзор полиции и уволен с работы в управе. В 1908 Бахметьева выслали из родных мест в Сибирь, в Новониколаевск (ныне Новосибирск), где он свободно общался с самыми разными слоями сибирского населения: крестьянами-переселенцами, типографскими и железнодорожными рабочими, со служащими, с представителями коренных национальностей Сибири, что дало ему материал для первых рассказов. В Сибири в 1909 Бахметьев становится членом РСДРП(б), вступив в ее Обскую группу. По воспоминаниям Бахметьева, его первый рассказ «Лихолетье» был опубликован в газете «Обская жизнь» в 1910 или 1911. Его ранние рассказы были разнообразны по тематике, например, «Воскресение» — о событиях 1905, «Алена», «Ее победа» и др.— о женщинах; т.н. «алтайские очерки» (определение М.Горького, положительно оценившего их) «На земле», «Тяга» и др.— о крестьянах, переселившихся на свободные земли в Сибири. С этих первых сочинений Бахметьева обнаружился его интерес к внутренней жизни человека, особенно человека, оказавшегося в условиях трудного социального и нравственного выбора. Бахметьев остается склонным к этой теме и во многих последующих своих сочинениях. В 1912-13 Бахметьев редактирует марксистскую газету «Сибирская новь», все более вовлекаясь в политическую борьбу. В 1916 в Томске он был вновь арестован за распространение литературы против войны и провел некоторое время в тюремной камере-одиночке; освободила его Февральская революция 1917. После событий Октября 1917 Бахметьев на несколько лет с головой уходит в большевистскую партийно-политическую работу. Он был членом Томского губ-парткома и губисполкома, комиссаром по просвещению Западно-Сибирского учебного округа, редактором томской партийной газете «Сибирский рабочий». Далее, как пишет Бахметьев в «Автобиографии», «чехословацкий бунт, позволивший белогвардейцам захватить почти всю Сибирь, вынудил нас перебраться на Урал. С Урала меня потянуло на родину, в Воронеж, и здесь я пережил все события, связанные с разбойным походом Краснова и Деникина. Затем — Казань». В 1919, еще в Воронеже, Бахметьев пишет свое единственное произведение для сцены — агитационный «драматический этюд в 3-х карт.» «На заре» — о том, как была встречена революция 1917 заключенными в тюрьме (2 изд.: в Воронеже и в Казани). В Казани Бахметьев был редактором «Известий» Татарского ЦИК и газеты «Красная Татария». Весной 1921 он принимал участие в работе X съезда РКП (б), встречался там с В.И.Лениным. С 1921 Бахметьев жил в Москве. Он много занимался редакционно-издательской работой: был в редсовете Госиздата, Центрального профсоюзного издательства (кстати, в обработке Бахметьева там был издан роман английского писателя Леруа Скотта «Секретарь профессионального союза»); Бахметьев входил в редколлегии журнала «Пролетарский авангард», «Красная новь» и других, участвовал в работе над изданием «История фабрик и заводов». В начале 1920-х Бахметьев был близок к группе пролетарских писателей «Кузница»: «сжился с нею, изрядно в этой писательской группе работал» (из «Автобиографии»). И в дальнейшем Бахметьев оставался участником советской литературно-общественной жизни: был делегатом I Всесоюзного съезда писателей (избран на нем в правление Союза советских писателей) и т.д. В годы Великой Отечественной войны выезжал на фронт, писал очерки и рассказы о жизни на войне и в тылу («Самое главное», «Оплошность сержанта Васютина» и др.). В середине 1930-х начал работу над трилогией, посвященной Гражданской войне и «социалистическому строительству» («Наступление», 1933, 1937—38, 1940), но работа не была завершена. В послевоенные годы почти отходит от собственно творческой деятельности. Он перерабатывает роман «Преступление Мартына», пишет довольно объемный лит. портрет близкого ему В.Я.Шишкова — «Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество» (1947); изредка выступает с откликами на события литературной жизни, с воспоминаниями (о М.Горьком, Л.Сейфуллиной, В.Шишкове и др.). Главным произведением Бахметьева остался его первый роман «Преступление Мартына» (написан в 1924-27, издан в 1928), вызвавший немалый интерес читателей, множество полемических или солидарных откликов в критике. В этом романе Бахметьев наиболее полно выразил основные черты своей писательской индивидуальности: исследование того, как человек переживает конфликт между духовно-общечеловеческим «сущим» и социально-конкретным «должным». Этот спор разрешался самим писателем на протяжении его жизни в пользу «должного» (в «Автобиографии» он писал: «...никогда "страсть" моя писательская не отрывала меня от дел и забот окружающей жизни в ущерб ей (жизни.— В.А.)». И в романе «Преступление Мартына», материалом которого были события Гражданской войны, становление новых человеческих отношений в пореволюционной России рассматривается писателем прежде всего как столкновение «личного» — «сущего» с «классовым» — «должным». Это столкновение развернуто в психологически и нравственно напряженном многоголосом сюжете, что сделало «Преступление Мартына» не только документом своего времени, но и увлекательным, во многом правдивым повествованием. Роман выдержал несколько переизданий, последнее — 1989. В.А.Акимов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 178-179. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:СС: в 3 т. М.; Л., 1926-28 (было повторено в 1928-30); Из плена лет. избранное. М., 1950; Избранные произведения, в 2 т. М., 1957; Преступление Мартына: Роман, рассказы / послесл. В. Акимова. М., 1989. Литература:Ефремин А. Вл.Бахметьев // Ефремин А. Пять портретов. М., 1929; Тарасов-Родионов А. Надуманное преступление // На литературном посту. 1928. №10; Лукин Ю. [Послесл.] // Бахметьев В. Железная трава. М., 1987.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |