Бадью Ален
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бадью Ален

p. 1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ален Бадью

Бадью (Badiou) Ален (p. 1937) - французский философ, автор целостной и оригинальной философской системы, наследующей систематическим начинаниям М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и Ж. Лакана. Бадью испытал влияние Л. Альтюссера, к чьей школе он принадлежал в 1960- 1970-х гг. Наряду с философским образованием (Эколь Нормаль) Бадью профессионально изучил математику, и в своих зрелых работах предложил синтез математики и собственно философии, причем в ее «континентальном», постгегелевском, а не в «аналитическом» (традиционно связанном с математизированной наукой) варианте. В линии на воссоединение философии с математикой Бадью следует традиции таких французских философов, как А. Лотман, Ж. Кавайес и Ж.-Т. Дезанти. С 1960-х годов и до сегодняшнего дня Бадью занимает радикально левые политические позиции, близкие к маоизму. Автор романов, пьес, философских трактатов. Проект Бадью - выстроить концепцию, обосновывающую условия возможности свободного, не подчиненного системе субъекта практики (в противовес понятию подчиненного, системного субъекта у М. Фуко и Л. Альтюссера), который был бы при этом не трансцендентальным и надмирным, а опирался на реальный внешний опыт. Для этого Бадью, следуя М. Хайдеггеру, привлекает понятие «события» как того, что превосходит порядок бытия. «Событие» у Бадью реализует все то, что было вытеснено и подавлено структурами бытия. Но событие само реально только при условии верности ему субъекта. Основное произведение Бадью - «Бытие и событие» (1988), где он излагает свою концепцию, показывая, что философская онтология может быть без ущерба переведена на язык математики, в частности теории множеств. При этом Бадью обнаруживает философское содержание самой математической, аксиоматически-дедуктивной, логики и даже математической терминологии. Книга включает как дедуктивное развитие системы Бадью, так и серию параллельных ему историко-философских экскурсов. Математика - наука о «бытии-как-бытии». Она описывает «множественности», посчитанные за единства («множества»). Однако сквозь множества прорывается исходная безмерность множественности, она проявляется в несоизмеримости между количеством элементов множества и количеством его подмножеств. Эта несоизмеримость требует добавки к множеству, которым становится событие - в случае данного множества это новое, автореферентное множество, включающее собственное имя, а также ряд членов, частично исключенных из исходного множества (входящих в него лишь в качестве членов его члена). Существование события неразрешимо и поэтому выходит за рамки собственно математики и онтологии - представляя собой дело философии, а также требуя верного событию субъекта-активиста. «Верность» событию далее приводит к «родовой процедуре», которая конструирует «родовое» множество, невыделимое в рамках исходного множества. Для него невозможно обозначить отличительный признак, но оно, тем не менее, существует - с точки зрения субъекта события. Бадью различает всего четыре таких родовых процедуры: политика, математика, поэзия и любовь. После «Бытия и события» Бадью пишет ряд более или менее популярных вариантов и приложений своей системы, из которых надо особо выделить «Манифест философии» (1989), где утверждается необходимость автономии философии по отношению к вышеуказанным «родовым процедурам» или «условиям», чьи каждый раз новые взаимные констелляции она должна исследовать. В «Коротком трактате преходящей онтологии» (1998) Бадью обосновывает понятие субъекта исходя из математической теории категорий, альтернативной теории множеств. Эта теория применяется и в недавно вышедшем втором томе «Бытия и события» - «Логики миров» (2006). В последние несколько лет, после перевода основных трудов Бадью на английский и др. языки, его влияние резко выросло, во всем мире он признан одним из крупнейших живущих философов «континентальной» традиции.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 214.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Сочинения:

Апостол Павел. Основание универсализма. М.-СПб., 1999;

Манифест философии. СПб., 2003;

Делез. «Шум бытия». М., 2004;

Мета/Политика: Можно ли мыслить политику? Краткий курс метаполитики. М., 2005;

Theorie du sujet. P., 1982;

L'etre et l'evenement. P., 1988;

Logiques des mondes. P., 2006.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС