Аввакум Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аввакум Петрович

1620-1682

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Аввакум Петрович

Икона Святой великомученник Аввакум

Святой великомученник Аввакум. Икона.

Аввакум Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) - протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, Аввакум в 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем - в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знатного боярства (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерске Аввакум не прекращал борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. Популярность Аввакума была так велика, что в распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжен в срубе. Отстаивая старую веру, Аввакум в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона Аввакум обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Находясь в 1656-1657 в ссылке в Даурии, Аввакум писал, что "везде в начальных людех, во всех чинех нет никакие правды" (Малышев В. И., Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме, в книге: Тр. ОДРЛ, т. 9, 1953, с. 396, 398), и пытался возмутить служилых людей против воеводы А. Ф. Пашкова. Обличительные проповеди Аввакума находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнета. Однако в целом взгляды Аввакума были консервативны, а его религиозный фанатизм, проповедь конца света, самосожжений придавали им реакционный характер.

Аввакум был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из самых замечательных памятников древнерусской литературы. Используя традиционный жанр жития, Аввакум в то же время разрушал его канонические формы, превращая свое произведение в автобиографическую повесть. Смело использовал в своих сочинениях живую русскую речь.

И. А. Булыгин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., М., (1934); то же, М., 1960; Памятники ист. старообрядчества XVII в., кн. 1, в. 1 (РИБ, т. 39), Л., 1927.

Литература: Бороадин А. К., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 302-22; Гудзий Н. К., История др.-рус. лит-ры, 6 изд., М., 1956, с. 459-77; Малышев В. И., Библиография соч. протопопа Аввакума и лит-ры о нем. 1917-53 г., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10; Сарафанова Н. С., Идея равенства людей в соч. протопопа Аввакума, там же, 1958, т. 14; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произв. демократич. лит-ры XVII в.; там же.


Вернуться на главную страницу Аввакума

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС