Аверинцев Сергей Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аверинцев Сергей Сергеевич

1937-2004

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Сергеевич Аверинцев

Аверинцев Сергей Сергеевич (10.12. 1937, Москва - 27.02. 2004, Вена, захоронен в Москве) - филолог; литературовед, культуролог, философ, переводчик. Академик РАН (с 2003); председатель Российского Библейского общества (с 1990), лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации. Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ (1961), затем аспирантуру этого факультета. С 1969 по 1997 годы работал в Институте мировой литературы АН СССР (РАН) научным сотрудником, заведующим сектором античной литературы; одновременно читал лекции по истории христианской культуры и истории Византии в МГУ; с 1991 года - заведующий отделением христианской культуры Института истории мировой культуры при МГУ. С 1997 года преподавал славистику в Венском университете. Совмещая постоянный интерес к тексту и истории с глубокой аналитичностью, исследовал различные пласты европейской культуры от античности до современности, и прежде всего истории христианской культуры; постоянно обращался также к истории русской культуры. Он выдвинул и обосновал ряд оригинальных и плодотворных теоретических и историко-культурологических идей и обобщений. Среди исследований по теории и истории культуры - книги: «Плутарх и античная биография (1973), «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977, 1997), «От берегов Босфора до берегов Евфрата. Литературное творчество сирийцев, коптов и арамеев» (1987, 1994); первая книга - расширенный вариант кандидатской а вторая - докторской диссертации, защищенной в 1977 году. В работах по русской культуре исследовал своеобразие духовного типа русской цивилизации, наследующей традиции византийской культуры. В числе переводов Аверинцева были псалмы и «Книга Иова» из Библии, сочинения Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинского, диалог Платона «Тимей» и др. Постоянно внимание Аверинцев уделял философии религии и истории религии. Эта проблематика рассматривается в обширных цикла: статей, опубликованных в энциклопедиях и других справочных изданиях, прежде всего в «Философской энциклопедии» (Т. 3-5. М., 1964-1970), «Философском энциклопедическом словаре» (1982) и в «Новой философской энциклопедии» (Т. 1-4. М., 2000-2001). В этот цикл входя статьи: «Новый Завет», «Откровение», «Патристика» «Православие», «Протестантизм», «Теизм», «Теодицея» «Теократия», «Теология», «Христианство», «Эсхатология» и др., позднее собранные и опубликованные в кн. «Религия и культура» (1991). Сюда же примыкают книга «Религия и литература» (1981), Послесловие к публикации работы М. М. Бахтина «К философии поступка» (ежегодник «Философия науки и техники», 1986), статьи и аналитические обзоры: «Наша философия: восточная патристика IV—X вв.», «Христианство в XX в.: мировоззренческий стиль» «София» и др. в кн. «София - Логос» (1999). Особое месте в этом массиве произведений занимает концептуальная статья «Вера», в которой дается обстоятельная трактовка содержания и исторической эволюции этого понятия. Аверинцев исходит из того, что вера есть центральная мировоззренческая позиция многих религиозных учений и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов) о природе Божества и о том, что есть благо и зло для человека, и необходимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям; во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. В ходе развития богословской и философской мысли оформились три основные позиции относительно взаимоотношения религии (богословия) и философии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима Августина и Ансельма Кентерберийского «Верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя их (максима П. Абеляра «Понимаю, чтобы веровать»), либо декларируется несовместимость веры с человеческим разумом (максима «Верю, ибо абсурдно», приписываемая Тертуллиану). Вторая позиция приводит к поглощению богословия философией, третья - к разрыву между богословием и философией. Поэтому официальные доктрины основных христианских конфессий обычно исходили из первой позиции. По мнению Аверинцева, при всей важности для религиозного мировосприятия понятия веры все же нельзя отождествлять религиозность и веру. Религии типа греко-римского и индуистского язычества не знают понятия веры как внутреннего состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиционно моральных предписаний и запретов; напротив, в иудаизме и христианстве понятие веры почти совпадает с понятием религии. В истории философии неоднократно предпринимались попытки переосмысления сформировавшегося в начале первого тысячелетия понимания содержания и статуса понятия веры. Так, в философии Канта позиция веры переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически не доказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. В XX столетии широкое распространение получает понимание веры, лишенное «догматически сформулированного предмета», оно, как правило, вводится и обосновывается не религиозной философией, например, некоторыми течениями экзистенциализма; такое понимание может использоваться и в межконфессиональной полемике, например, иудаизма с христианством и традиционных христианских конфессий с протестантизмом (Вера// Новая философская энциклопедия. М., 2000. Т. 1).

В. И. Кураев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с 8-9.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Проблема литературной теории Византии и латинского средневековья. М., 1986;

Попытка объясниться: Беседы о культуре. М, 1988;

Поэты. М., 1996;

Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996;

Стихи духовные. Киев, 2001.

Литература:

Гальцева Р. А. Опыт словарной статьи о Сергее Аверинцеве // Лит. учеба. 1997. № 5-6;

Роднянская И. Б. Говоря не научно. // Новый мир. 1997. № 9;

Гаспаров М. Л. Из разговоров с Г. С. Аверинцевым // Новое лит. обозрение. 1997. № 27;

Сергей Аверинцев/Сост. Р А. Гальцева. М., 2004;

Седакова О. А. Слово Аверинцева // Континент. 2004. № 119;

Чистяков Г. В. О С. С. Авериниеве // Вестник Европы. 2004. №11;

Бибихин В. В. Сергей Аверинцев // Теология и история. М., 2004;

Сергей Сергеевич Аверинцев. 1937-2004 / Сост. Н. П. Аверинцева. М., 2005.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС