Астафьев Петр Евгеньевич |
|
1846-1893 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Евгеньевич Астафьев
Астафьев Петр Евгеньевич (17[19].12.1846–7[19].04.1893), философ и публицист. Из дворян. Родился в д. Евгеньевка Острогожского у. Воронежской губ. В год окончания Воронежской гимназии впервые выступил в печати (путевой очерк «От Острогожска до Ивановки». «Воронежские губернские ведомости». 1964. 27 июня). По окончании юридического факультета Московского университета в 1868 сотрудничал с М. Н. Катковым. В своей философской публицистике резко выступал против материализма, в котором усматривал источник нравственного оскудения современного человека: «Симптомы и причины современного настроения…» (М., 1885). Отвергал «популярную» теорию общественного блага: «Смысл истории и идеалы прогресса» (М., 1885), «Из итогов века» (М., 1891), статьи в газете «Московский листок». Критиковал Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, которые, по его словам, «подняли волну тенденциозной посредственности в литературе», и их «преемников» в 70–80-е (А. М. Скабичевского, Н. К. Михайловского, К. К. Арсеньева): «Старое недоразумение. По поводу вопроса тенденциозности в искусстве» (М., 1888), «Состязание слов с понятиями» (М., 1889), «Перерождение слова» («Русский вестник». 1892. № 11, 12). Среди истинных талантов называл А. Н. Майкова («Московские ведомости». 1888. 30 апр.) и А. А. Фета, совершившего «восторженный порыв из мира рассудка… в мир чистого… созерцания вечной красоты» («Урок эстетики [Памяти А. А. Фета]». М., 1893). С православных позиций Астафьев осуждал «утилитарное» учение Л. Н. Толстого, в творчестве которого видел «звероподобный идеал физической особи, работающей для своего прокормления» («Нравственное учение гр. Л. Н. Толстого и его новейшие критики» // «Вопросы философии и психологии». 1890. № 4). Тот же взгляд – в книге Астафьева «Учение гр. Л. Н. Толстого в его целом» (М., 1890, 1892) и в ряде статей («Московские ведомости». 1890. 18 окт.; «Московский листок». 1890. 2 февр., 9 мая). В докладе Московскому цензурному комитету Астафьев представил деятельность «Посредника» и творчество Толстого как политически опасные. В полемике с социально-утопическим идеалом мировой теократии Вл. С. Соловьева апеллировал к особенностям русского национального характера, в котором «подвижность и теплота внутренней жизни», по его мнению, соединяются с равнодушием к задачам социального преобразования («Национальность и общечеловеческие задачи». М., 1890). Ист.: Русские писатели 1800–1900. Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 114. Вернуться на главную страницу П.Е. Астафьева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |