Ашари |
|
873-941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АшариАшари (Абу-ль-Хасан аль-Ашари; 873-941 гг.) — известный арабский богослов, представитель одной из исламских теорий — калама. В отличие от мутазилитов Ашари признавал существование у Бога реальных и вечных атрибутов, утверждал несотворенность Корана, считал Всевышнего творцом человеческих действий и в то же время, следуя концепции касба, говорил, что люди «присваивают» их. Подлинные убеждения теолога нельзя отождествлять ни с традиционалистско-догматическими элементами в приписываемых ему воззрениях, ни с идеями более позднего периода развития его учения. Появление в его теологическом наследии концепций, сближающих его с ханбалитами, можно объяснить стремлением самого Ашари или его интерпретаторов — ашаритов — легализовать калам в глазах влиятельных представителей догматического богословия — последователей Ибн Хан-баля. Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 22-23.
АШ'АРИ Абу ал-Хасан 'Али Ибн Исмаил, ал (873, Басра — 935, Багдад) — арабо-мусульманский религиозный философ, основатель и эпоним ашаритской школы калама. Учился у своего отчима ал-Джубба'й (ум. 915), главы мутазилитов Басры. В 912—913 порвал с мутазилизмом, стремясь развивать калам в приемлемой для богословов-традиционалистов ('ахл ал-хадйс) форме. Некоторое время спустя ал-Аш'арй переехал в Багдад, где и прожил до своей кончины. Из творческого наследия ал-Аш'ари (ок. 100 сочинений) сохранилось лишь 6 произведений: большая доксографическая книга «Учения мусульман» («Макалат ал-исламийййн»); «Послание к жителям прифронтового Баб ал-абваб [Дербент]» («Рисала ила 'ахл ас-сагр би-Баб ал-абваб»), содержащее краткое изложение теологического учения ал- Аш'арй и составленное, по-видимому, вскоре после его разрыва с мутазилизмом; «Очерки» («ал-Лума'») — небольшой теологический трактат; «Вера» («ал-'Йман») — краткое сочинение о природе веры; «Разъяснение основ веры» («ал-Ибана 'ан 'усул ад-дийана») — полемико-апологетический труд, написанный в традиционном духе и имеющий целью демонстрацию «правоверия» ал-Аш'ари перед ханбалитами, отказывавшимися признавать его приверженцем традиционалистской доктрины (этот факт, а также отсутствие упоминания о данном труде в авторитетных списках работ ал-Аш'арй, служат доводами в пользу тезиса о его неаутентичности); «Одобрение занятия каламом» («Истихсан ал- хауд фй 'илм ал-калам», в некоторых списках фигурирует как «ал-Хасс 'ала ал-бахс»), посвященное легализации философского дискурса и направленное против ревностных традиционалистов. Тонкие теоретические построения ал-Аш'ари, а также его эпистемологические, онтологические и натурфилософские воззрения стали доступными лишь совсем недавно — после опубликования (Бейрут, 1987) Д. Жимаре сочинения Ибн Фурака, ученика ал-Аш'арй, «Изложение учений ал-Аш'ари», в котором приводятся фрагменты из многих не дошедших до нас его работ. Т. Ибрагим Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 208-209. Ашари Абу-ль-Хасан (873/874, Басра,—935 или 941, Багдад), мусульманский теолог, наряду с Матуриди один из основоположников ортодоксального калама. В полемике с крайними рационалистами — мутазилитами Ашари пользовался их же методами, доводы разума он стремился соединить с буквальным следованием авторитетам. Ашари выступал как против дословного понимания текстов Корана, так и против крайнего аллегоризма в их истолковании. В отличие от мутазилитов, отождествлявших атрибуты и сущность бога, Ашари доказывал существование извечных атрибутов бога, отличных от его сокровенной сущности, отстаивая, в частности, несотворённость Корана как атрибута речи бога. Ашари признавал существование эсхатологических реалий, описываемых в Коране (например, весы деяний, мост испытания и т. п.), и утверждал возможность непосредственного видения бога. Ашари был сторонником мутазилитской концепции присвоения — касб, критикуя одновременно как крайних фаталистов — джабаритов, так и защитников свободы воли — мутазилитов. Последователи Ашари некоторое время подвергались преследованиям со стороны более ортодоксальных правоведов. В 10—11 веках учение Ашари получило широкое распространение в суннитском исламе. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Макалят аль-исламийин, т. 1—2, Стамбул — Лейпциг, 1929—30; Kitäb al-ibänah an usul ad-diyänah, transl. with introd. and notes by W. Klein, New Haven, 1940; The theology of aJ-Asha-ri, ed. and transl. by R. J. McCarthy, Beyrouth, 1953. Литература: Makdisi G., Ashari and the asharites in Islamic religious history, «Studia islamica», 1962, v. 17, p. 37—80; 1963, v. 18, p. 19—38; A l l a r d M., Le Probleme des attribute divins dans la doctrine d'al-Ashari et de ses premiers grands disciples, Beyrouth, 1965.
Ашари аль-Ашари, Абу-ль-Хасан Али (873 или 874-935) - арабский богослов, основоположник суннитского схоластического богословия - калама. До 40 лет был ревностным приверженцем мутазилитов; затем разошелся с ними и резко обличал их в своих сочинениях и публичных выступлениях. К утверждениям Ашари о несотворенности (предвечности) Корана и предопределении (при противоречащей ему ответственности людей за свои поступки), развитым его последователями теологами-ашаритами, и теперь прибегают мусульманские клерикалы в борьбе со свободомыслием и атеизмом. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Сочинения: Рисаля истихсан аль-хауд фи ильм аль-калям (Трактат о совершенствовании изучения в науке калама), Бейрут, 1953. Литература: Mehren M. A. F., Exposé de la réforme de l'islamisme, commencée au III-ème siècle de l'Hégire par Abou-'l-Hasan Ali el-Ash'ari et continuée par son école. Avec des extraits du texte Arabe d'Ibn Asâkir, в кн.: Travaux de la 3. Session du Congrès International des Orientalistes, St.-Pétersbourg, 1876, t. 2, sous la réd. du V. de Rosen, St.-Pétersbourg-Leyde, 1879; Gardet L. et Anawati M., introduction а la théologie musulmane..., P., 1948.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Сочинения:The Theology of al-Ash'ari: the Arabic texts of al-Ash'ari's Kitab al-Luma' and Risalat Istihsan al-Khawd fi 'ilm al-Kalam, with briefly annotated translations. Beyrouth, 1953; Ал-Ашари. О чем говорили люди ислама и в чем разошлись творившие молитву (фрагменты), пер. А. В. Смирнова. — В кн.: Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997; Абу-л-Хасан ал-Ашари. Одобрение занятия каламом, введение, пер. с араб. и комм. Т. Ибрагима. — В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998. Литература:Gimaret D. La doctrine d'al-Ash'ari. P., 1990.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |