Арсений Глухой |
|
-- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
На первую страницуБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Арсений Глухой (или Селижаровец, т. е. монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу оз. Селигер) — справщик богослужебных книг. Во время своих странствий изучил грамматику, «священную философию» (диалектику), лат. и греч. яз., став одним из образованнейших людей своего времени. Когда было предпринято (1615) 1-е исправление богослужебных книги от «тьмочисленных» ошибок, вкравшихся в них из-за невежества прежних справщиков, А. Г., подвизавшийся в то время в Троице-Сергиевой лавре, был назначен в помощь преп. Дионисию и попу Ивану Наседке. А. Г. понимал, что исправление книг, освященных пользованием несколькими поколениями, «простым людем будет смутно», что оно возбудит неудовольствие массы лиц, причастных к печатанию прежних книг, включая самого митрополита Иону, местоблюстителя патриаршаго престола (Филарет был ещё в плену), к-рый был отстранён от этого дела. Поэтому монах всячески уклонялся от этого щекотливого поручения и даже Дионисию советовал: «откажи дело государю, не сделати нам того дела в монастыре, без митрополичьяго совета», но честолюбие Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая моск. издания с несколькими десятками слав. и греч. списков, А. Г. и его товарищи рассмотрели Требник (1602), Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав (1610—1618). Наконец Дионисий отвёз исправленный текст в Москву. Случилось то, о чём предупреждал А. Г.: Иона, недовольный тем, что исправление книг велось в лавре, помимо него, и оскорбленный ещё тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нём, созвал, собор, к-рый занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков: особенно им вменялось в вину то обстоятельство, что в молитве на день Богоявления Господня, к-рая в прежнем Требнике заканчивалась словами: «сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем», справщики «вымарали» слово «и огнем». Все доказательства, приведённые А. Г. и его товарищами в своё оправдание, не привели ни к чему; они были осуждены и отданы палачу. После пытки в Вознесенском монастыре А. Г. содержался в суровом заключении на Кирилловском подворье. Во время своего 2-го заключения написал 2 послания к боярину Б. Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу. В них А. Г. яркими красками рисует поразительное невежество московского духовенства того времени; послания содержат некоторые биографические данные автора. В июле 1619 злополучные справщики, по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении из польского плена патриарха Филарета выбросивший роковое слово «и огнем» из Требника А. Г. снова был приставлен к книжному делу и долгое время продолжал трудиться на Печатном дворе. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|