Анненков, Павел Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Анненков, Павел Васильевич

1813-1887

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Павел Васильевич Анненков

П.В. Анненков. Художник К. Горбунов. 1845 г.

Анненков Павел Васильевич (19.06[1.07].1813, по др. данным 18[30].06.1812 – 8[20].03.1887), литературный критик и мемуарист. Родился в Москве в семье помещика Симбирской губ. Учился в Горном институте, был вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета. В 40-е был близок с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, позднее с И. С. Тургеневым и др. Сотрудничал в «Отечественных записках» и «Современнике», в котором опубликовал «Письма из Парижа» (1847–48). Много путешествовал по Европе. Жил вместе с Гоголем в Риме, о чем рассказал в воспоминаниях «Гоголь в Риме летом 1841 года» (1875). В 1847 в Зальцбрунне (Силезия) Анненков был единственным свидетелем работы Белинского над «Письмом к Гоголю», о чем также рассказал в своих воспоминаниях. В к. 50-х Анненков вместе с др. писателями – противниками нигилистов порвал с «Современником».

Как литературный критик Анненков выступил со статьями: «О значении художественных произведений для общества» (1856, позднее опубл. под назв. «Старая и новая критика»), «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году» (1854), «Литературный тип слабого человека» (1858), «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого “Война и мир”» (1868). В них он утверждал мысль о необходимости морального воздействия литературы на общество; с позиций эстетической критики боролся против Н. Г. Чернышевского и др. нигилистов. Наиболее значительную часть наследия Анненкова составляют его мемуары, в т. ч. книга «Замечательное десятилетие (1838–1848)» (1880) – один из основных источников изучения литературной мысли и общественного движения 30–40-х; здесь нарисованы живые образы современников Анненкова: Гоголя, Белинского, Тургенева, Герцена, Н. В. Станкевича, Т. Н. Грановского, М. А. Бакунина и др. Анненков подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина в 7 т. (1855–57), опубликовал ценные «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (1855) и кн. «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху» (1874).

+ + +

Анненков, Павел Васильевич [19.VI(1.VII).1813, по другим данным 18(30).VI.1812, Москва, - 8(20).III.1887, Дрезден] – русский литературный критик и мемуарист. Родился в семье помещика Симбирской губернии. Учился в Горном институте, был вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета. В 40-е годы был близок с В.Г.Белинским, Н.В.Гоголем, А.И.Герценом, позднее с И.С. Тургеневым и др. Сотрудничал в «Отечественных записках» и «Современнике», в котором опубликовал «Письма из Парижа» (1847-1848). По политическим убеждениям был либералом-западником. Много путешествовал по Европе. Жил вместе с Гоголем в Риме, переписывал под диктовку автора 1-й том «Мертвых душ», о чем рассказал в воспоминаниях «Гоголь в Риме летом 1841 года» (1857). Лично знал К.Маркса и переписывался с ним в 1846-1847 годах. На вопрос о философии Прудона, поставленный в письме А., Маркс в ответном письме впервые дал подробную критическую оценку «Философии нищеты» Прудона в связи с характеристикой основных положений исторического материализма (см.кн.: Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., М., 1951). В 1847 в Зальцбрунне (Силезия) А. был единственным свидетелем работы Белинского над «Письмом к Гоголю», о чем также рассказал в своих воспоминаниях. В конце 50-х годов А. вместе с другими писателями-дворянскими либералами порвал с «Современником». Как литературный критик А. выступал со статьями: «О значении художественных произведений для общества» (1856, позднее опубликована под названием «Старая и новая критика»), «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году» (1854), «Литературный тип слабого человека» (1858), «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н.Толстого «Война и мир» (1868). В них он утверждал мысль о необходимости морального воздействия литературы на общество; однако с позиций эстетической критики А. боролся против круга Н.Г.Чернышевского. Наиболее значительную часть наследия А. составляют его мемуары, в том числе книга «Замечательное десятилетие (1838-1848) » (1880) – один из основных источников изучения литературной мысли и общественного движения 30-40-х годов; здесь нарисованы живые образы выдающихся современников А.: Гоголя, Белинского, Тургенева, Герцена, Н.В.Станкевича, Т.Н.Грановского, М.А. Бакунина и др. А. подготовил первое научное издание сочинений А.С.Пушкина в 7 томах (1855-1857), опубликовал ценные «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (1855) и книгу «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху» (1847).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.


Анненков Павел Васильевич (19 июня (1 июля) 1813; по др. сведениям, 18 (30) июня 1812, Москва - 8 (20) марта 1887, Дрезден) — русский литературный критик, публицист. Учился вольнослушателем в Петербургском университете. В 1840-х гг. был близок к кругу друзей В. Г. Белинского — А И. Герцена, в атмосфере которого сложились западнические воззрения Анненкова, его антипатия к идеалистической спекулятивной метафизике, симпатии к прудонизму, ориентация на положительную науку (в частности, политическую экономию). В 1846 Анненков познакомился с К. Марксом, переписывался с ним и испытал некоторое влияние его идей, приветствовал «живительное действие» его критики Прудона и гегелевской философии. В области литературной критики Анненков наряду с В. П. Боткиным и А. В. Дружининым выступает сторонником «эстетической критики», умеренно толкуемой концепции «чистого искусства». Он защищал следующие положения: нельзя смешивать истины науки (выраженные в законах и мыслью) и истины искусства; вредны как «фанатизм художественности», так и «псевдореализм», раболепная «верность окружающему»;

задачей литературы является «поэтическое воспроизведение действительности», соединение художественного труда с простым взглядом на предметы и поэтическим пониманием жизни. В художественном произведении на первом месте должна стоять «художественная мысль» — эстетическая, «чисто художественная» форма, красота образов, обилие фантазии, а не философская и педагогическая мысль во имя утилитарных целей, что не исключает в литературе поучений и ее ориентации на самопознание общества и раскрытие его нравственных сил. Автор мемуаров — важного источника по истории общественной и философской мысли в России 19 в.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 111.


Анненков Павел Васильевич (19.06(1.07). 1813; по др. данным 18(30).06.1812, Москва - 8(20).03.1887, Дрезден) - литературный критик, публицист. Учился (вольнослушателем) в Петербургском ун-те. В 40-х гг. был близок к кругу друзей Белинского и Герцена, в идейно-философской атмосфере которого сложились западничество Анненкова, его антипатии к идеалистической спекулятивной метафизике, ориентация на положительную науку (в частности, на политическую экономию), симпатии к прудонизму. В 1846 г. Анненков познакомился с К. Марксом, переписывался с ним и испытал некоторое влияние его идей, приветствуя, например, «живительное действие» Марксовой критики П. Ж. Прудона и идеалистической гегелевской философии. В целом мировоззрение Анненкова в 40-е гг. и в последующие десятилетия не вышло за рамки дворянского либерализма (в сфере политики) и критики наиболее явных разновидностей спекулятивного идеализма (в сфере философии). Выступая с некоторыми оговорками за приобщение России к европейской цивилизации, распространение в стране научного знания и образованности, развитие нравственных сил народа, проповедуя идею деятельного, самостоятельного человека, он оставался сторонником сохранения сословий, противником просветительских и социалистических идеалов и революционных методов преобразования общества. В области литературной критики он выступал, наряду с Боткиным, А. В. Дружининым, С. С. Дудышкиным и др., приверженцем умеренно толкуемой концепции «чистого искусства», защищая положение, что нельзя смешивать разные роды умственной деятельности, в т. ч. истины науки (выраженные законом и мыслью) и истины искусства (выражаемые образами и чувствованиями). С его точки зрения, вредны как «фанатизм художественности», так и раболепная «верность окружающему». Отсюда задачей литературы является «поэтическое воспроизведение действительности»; в художественном произв. на первом месте должна стоять «художническая мысль»: эстетическая форма, красота образов, обилие фантазии, а не философская и педагогическая мысль во имя утилитарных целей. Мемуары Анненкова - содержательный источник исследования русской общественной и философской мысли XIX века.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 24.

Сочинения: Воспоминания и критические очерки 1849-1868 гг. Спб., 1877-1881. Т. 1-3; П. В. Анненков и его друзья: Литературные воспоминания и переписка 1835-1885 годов. Спб., 1892. Т. 1; К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967 С. 127-131, 142 -145 (письма Анненкова Марксу); Парижские письма. М., 1983.

Литература: Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. 2- е изд. Пг., 1919; Пруцков Н. И. «Эстетическая» критик: (Боткин, Дружинин, Анненков) // История русской критики М.; Л., 1958. Т. 1; Егорьев Б. Ф Борьба эстетических идей в России XIX в. Л., 1982.


Далее читайте:

Белинский В.Г. Письмо П. В. Анненкову. 15 февраля 1848 г.

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Николай Владимирович Станкевич, М., 1857;

Воспоминания и критические очерки, т. 1-3, СПб, 1887-1881;

Литературные воспоминания, СПб, 1909;

Литературные воспоминания, предисловие Н.К.Пиксанова, ред., примечания и критико-биографический очерк Б.М.Эйхенбаума, Л., 1928.

Литературные воспоминания. М., 1983.

Литература:

Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. М., 1919;

Пруцков Н. И. «Эстетическая» критика (Боткин, Дружинин, Анненков). — В кн.: История русской критики, т. 1. М,- Л., 1958;

Егоров Б. Ф. Анненков — литератор и критик 1840-х - 50-х гг. - В кн.: Труды по русской и славянской философии, в 11. Тарту, 1968;

Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России сер. 19 в. Л., 1982.

Саккулин П.Н., Русская литература и социализм, 2 изд., ч.1, М., 1924;

История русской критики, т.1, М.-Л., 1958;

Языков Д.Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей в.7, М., 1892;

Венгеров С.А., Критико-биографический словарь, т.1, СПб, 1889.

Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. 2- е изд. Пг., 1919;

Пруцков Н. И. «Эстетическая» критик: (Боткин, Дружинин, Анненков) // История русской критики М.; Л., 1958. Т. 1;

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС