Анфантен Барталеми-Проспер |
|
1796-1864 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Барталеми-Проспер АнфантенАнфантен (Enfantin) Барталеми-Проспер (8 февраля 1796, Париж — 31 мая 1864, там же) — французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. В 1825 году после смерти Сен-Симона вместе с другим его учеником Базаром издавал журнал «Производитель» («Le Producteur», т. 1-5, 1825-26), эпиграфом к которому были выбраны слова: «Золотой век, который традиция всегда помещала в прошлое, перед нами». В отличие от Базара, стремился развивать доктрину Сен-Симона в плане изучения и гармонизации межличностных отношений и отношений между полами; настаивал на том, что только после полного освобождения женщины наступит подлинная эра сен-симонизма. В 1830 году вокруг периодического издания «Le Globe» попытался создать своего рода общину, построенную по образцу религиозной секты, с требованием обобществления благ, отмены права наследования и освобождения женщины. M. M. Федорова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 144.
Анфантен (Enfantin), Бартелеми Проспер (8.II.1796 - 31.VIII.1864) - французский утопист-социалист, один из последователей Сен-Симона. В 1813 году окончил Политехническую школу в Париже; в течение ряда лет служил в торговых предприятиях и банках. В 1821-1823 годы был по коммерческим делам в России. По возвращении во Францию Анфантен примкнул к боровшимся против режима Реставрации тайным обществам. Став в 1824-1825 годы ближайшим учеником Сен-Симона, Анфантен после его смерти возглавил вместе с Базаром сен-симонистскую школу, был одним из организаторов и издателей журнала "Le Producteur) (1825-26), участвовал в организации и чтении в Париже в 1828-1830 годы цикла публичных лекций, посвященных изложению и пропаганде сен-симонистских идей, сотрудничал в журнале "Le Glob" (1830-31). В статьях и лекциях Анфантена содержалась попытка представить исторические процесс как смену различных форм эксплуатации, постепенно смягчающуюся и ведущую к росту сотрудничества в обществе. Обнаруживая по сравнению с другими сен-симонистами более глубокое понимание капиталистического строя, Анфантен доказывал, что наемный труд есть лишь новейшая форма этой эксплуатации, и критиковал буржуазную политэкономию за защиту капитализма. Главное внимание Анфантен посвятил развитию реакционных идей Сен-Симона об установлении гармонии и порядка в обществе с помощью религии "нового христианства", основанной на любви к ближнему и на новой морали, утверждающей святость физической жизни и материальной деятельности человека ("реабилитация плоти"). Увлечение Анфантена религиозно-мистической стороной сен-симонизма способствовало вырождению последнего в религиозную секту, в которой Анфантен вместе с Базаром стал "верховным отцом" (Pere suprême). Острые разногласия внутри сен-симонистской секты, вызванные стремлением Анфантена практически осуществить свои доведенные до крайности мистические идеи свободных брачных отношений и равенства полов, привели к ее развалу в конце 1831 года, после чего Анфантен создал из своих сторонников религиозную трудовую общину в Менильмонтане (близ Парижа). Однако эта община в августе 1832 года подверглась судебному преследованию. Анфантен отбыл год в тюрьме "за оскорбление нравственности" и "за проповедь опасных идей". Позднее Анфантен участвовал в инженерных работах в Египте (одним из первых выдвинул проект Суэцкого канала), был директором железнодорожных линии Париж - Лион. В революции 1848 года участия не принимал, положительно встретил Вторую империю и призывал Наполеона III содействовать промышленному развитию Франции. H. E. Застенкер. Москва. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Франции (биографический справочник). Сочинения:La vie eternelle, passee, presente, future. P., 1867; La Science de I'homme, P., 1858; Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin, v. 1-13,16-17,24-34. P., 1865-74. Литература:Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; Волгин В. П., Социальное учение раннего сен-симонизма, в кн.: Изложение учения Сен-Симона, М.-Л., 1947; Charléty S., Enfantin, P., (1931); Allemagne H. R., Prosper Enfantin et les grandes enterprises du XIX-e siècle, P., 1935.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |