Андреев Лукьян
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андреев Лукьян

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Лукьян Андреев

Андреев Лукьян — кошевой атаман Запорожской Сечи. В сер. окт. 1673 из Москвы в Запорожье прибыл цар. посол подьячий С. Щёголев с государевой грамотой, пушками и боеприпасами, пожалованными царём Алексеем Михайловичем запорож. казакам. Посла встретили сечевое духовенство и старшина. Его привели прямо на майдан со всеми цар. подарками и объявили, что в кошевых атаманах и напольных гетманах у них ныне Н. Вдовиченко, к-рый, не дождавшись цар. пушек, ушёл против татар к Перекопу, а потому привезённую послом государеву грамоту казаки смогут прочитать лишь по возвращении кошевого и всего войска.

17 окт. дня войско вернулось из-под Перекопа, но без кошевого, а через 2 дня после этого собралась рада и на ней прежде всего выбрали нового кошевого атамана — А., а затем зачитали грамоты — цар., польск. короля и сената. После этого А. обратился к казакам со словами: «Братия, войско запорожское, кошевое, днепровое и морское! Слышим и глазами видим великого государя премногую милость и жалованье: милостивым словом изволил увеселить, про наше здоровье велел спрашивать, пушки, ядра, порох и свинец приказал прислать; калмыкам, донским козакам, из городов охочим людям на помощь против бусурман к нам на Кош позволил переходить, также чайками, хлебными запасами и жалованьем обнадеживает, только б наша правда была». На эти слова кошевого рада отвечала: «За премногую царского величества милость бьем челом, а правда наша, конечно, будет: полно нам без пристанища волочиться. Служили мы и с татарами после измены Брюховецкого, и во время Суховиева гетманства; крымский хан со всего Крыма хлебные запасы сбирал и к нам на Кош присылал; да и теперь, если б хотели, будет присылать, только тот его хлеб обращался нам в плач, нас же за шею водили и как овцами торговали, в неволю отдавали, все добро и клейноты отняли. Пока свет будет и Днепр идти не перестанет, с бусурманами мириться не будем». После этих слов казаков заговорил снова А.: «С нынешнего времени его царскому и его королевскому величествам Богом обещаемся служить верно и неотступно. Братия, войско запорожское, кошевое, рада полная, так ли моя речь к престолам обоих великих государей христианских монархов» — «Так, так, господине кошевой».— «Воздадим же Господу Богу и великому государю нашему свету хвалу!» — заключил кошевой, и по его слову грянули выстрелы из пушек и ружей, после чего казаки в церкви отпели благодарственный молебен Господу Богу. В это время цар. посол узнал, что до его приезда сечевое духовенство на ектениях поминало прежде всего короля, а потом царя; он попенял духовенству, что надо бы сначала поминать царя, а потом уже короля, и духовенство согласилось с ним. После молебна посол позвал к себе А. со старшиной и стал их расспрашивать, куда подевался Вдовиченко и как он появился в Запорожье. Щеголеву рассказали, что «пришел он на Запорожье в нищем образе; сказался харьковским жителем, свят муж и пророк, дана ему от Бога власть будущее знать; тому год седьмой, как велел ему Бог, дождавшись этого времени, с войском запорожским разорить Крым, а в Царьграде взять золотые ворота и поставить их в Киеве на прежнем месте. Князь Ромодановский до этого доброго дела его не допускал и мучил, только эти муки не берут его, писано, что сын вдовицы все земли усмирит. Теперь послал его Бог к войску запорожскому и в городах всякому человеку до сосущего младенца велел сказывать, что он такой знающий человек, чтоб шли с ним разорять Крым; как придет на Крым, пять городов. возьмет и будет в них зимовать, бусурманы стрелять не будут, потому что он невидимо будет под города приходить, стены будут распадаться сами, ворота также отворятся сами, и от того прославится он, Вдовиченко, по всей земле. А наперед ему надо Перекоп взять и войско запорожское пожитками наполнить. Услыхав такие слова, многие люди покинули свои дома, хлеб в полях и пришли за Вдовиченком на Запорожье, собралась большая толпа и войску запорожскому говорила, чтобы идти с Вдовиченком под Перекоп. Кошевой Евсевий Шашол отказывал, чтобы дождались пушек от великого государя; но городовые люди хотели убить Шашола, кричали, что они шли не на их войсковую, но на Вдовиченкову славу, и кошевое войско на эти слова их все склонилось, собрало раду, Шашола отставило, а выбрало Вдовиченка атаманом кошевым и гетманом полевым. Когда же собрались в поход, то стали спрашивать у Вдовиченка, сколько надо брать пушек? На это Вдовиченко отвечал, что пушек брать не надо, потому что и без них будет хорошо, что он слышал о посылке к царю за пушками, но находит, что это лишнее, потому что те пушки запорожцам не принесут проку, и если им понадобятся пушки, то козаки могут покорить ближайший и самый богатый бусурманский город и взять в нем пушки. Только некоторые знающие люди не во всем поверили Вдовиченку и взяли две пушки. Всего пошло под Перекоп тысяч шесть конных да тысячи три пеших. Вдовиченко шел до самого Перекопа без отдыха, отчего у многих лошади попадали и, пришедши к перекопскому валу, под город не пошел и промысла никакого не чинил. Войско, по своему обычаю, засыпало ров и половина обоза перебралась за Перекоп, но перекопские жители начали из пушек и из ружей стрелять и наших людей бить и топить. Вдовиченко стал от стрельбы прятаться, и войско, видя, что он не такой человек, как про себя сказывал, от Перекопа отступило, дорогою булаву и бунчук у него отняло и хотело убить его, но он скрылся». Потом он появился в с. Барышевка и стал вести прежние речи, но тут его схватили и отправили к гетману Самойловичу, а от гетмана к воеводе кн. Ромодановскому, после чего вскоре он «сгинул от своих же советников ». Видимо, о том, что творилось в Запорожье, интересовался не только царь; за этим очень напряжённо следили и противники Москвы, особенно гетман П. Дорошенко, наказывавший своим людям «отбирать всякую ведомость в Запорожье ». Однако он напрасно старался: запорожцы были на стороне моск. царя и, в свою очередь зорко следя за явными и тайными действиями Дорошенко, сообщали об этом левобережному гетману И. Самойловичу. Так, 2 дек. А. извещал его, со слов только что прибывших в Сечь казаков С. Чёрного и С. Чернеца, о возвращении Дорошенко в Чигирин и о его планах двинуться на левобережные города, а также о зимовке тур. султана на Волошском пограничье. Кроме того, А. писал Самойловичу о попытках Дорошенко склонить запорожцев на свою сторону: в своём послании сечевикам последний приписывал всю вину за «колотнечу », происходившую на Украине, разным «шатунам» и «бегунам», перебежвшим с Украины в Запорожье (напр., М. Ханенко, побывавшему сначала за порогами, потом «предавшемуся на погубление ляхам») и, наконец, просил запорожцев относиться к нему, Дорошенко, с «братолюбной милостью» и «пребывать с ним в соединении ». Положение дел становилось день ото дня всё более серьёзным.

9 янв. 1673 А. сообщал Самойловичу, что запорожцы Е. Шашол, П. Коба и В. Коробейщенко захватили где-то в низовье Днепра тат. языков с грамотами, пробиравшихся к хану, и узнали от них, что хан собирается послать 2 пашей на Сечь, а султан намеревается выжечь все города на правой и левой стороне Днепра и оставить там лишь посады, а у жителей отобрать всякое оружие, чтобы Малороссия, оставшись без городов, давала дань султану, как Волошская и др. земли. Поэтому запорожцы «прилежно и покорно» просили Самойловича прислать в Кодак людей и запасы, а затем «донести царскому пресветлому величеству свое прошение» отпустить для «лучшего промысла над неприятелями» И. Сирко. Самойлович так и сделал. Царь, получив письмо от гетмана, приказал ему «учинить без мотчания всякое помогательство запорожцам»: послать им (ещё до прихода турок и татар) в Кодак и в Сечь малороссийских казаков с их атаманами, а также порох, свинец, пушки, хлебные запасы. Гетман послал в Кодак 400 казаков и 60 бочек муки, а в Запорожье не стал посылать, потому что туда и без того шло много людей. Но, видимо, царь посчитал слишком недостаточным 400 казаков для Кодака, и потому велел отправить туда ещё из Белгородского полка 1 тыс. солдат иноземного строя. Т. о., обстоятельства, а также настоятельные просьбы запорожцев и польск. короля Алексей Михайлович был вынужден вернуть из Сибири атамана Сирко. 12 янв. царь извещал грамотой А. «о скором отпуске на Сечь Сирка». Тем временем запорожцы схватили посланцев Дорошенко, ехавших с письмами к хану, великому визирю и бею; посланцев отправили к Самойловичу, а письма послали в Москву. Кроме того, запорожцы просили царя прислать им в церковь св. Покрова на Чертомлыке 12 книг Четьи-Минеи. Царь выполнил их просьбу и сообщил, что посылал в Запорожье и в крепость Кодак воеводу кн. С. С. Волконского и пол-ка Я. Купера с 1 тыс. солдат. Вместе с тем царь напоминал А. и всему запорожскому войску об их обещании верно служить цар. и кор. величествам и потому высказывал надежду, что теперь они, когда к ним послан и воевода и ратные люди, будут действовать сообща против врагов Христовой веры. Вскоре после этого в Сечь прибыл Сирко, и А. сложил с себя обязанности кошевого атамана в пользу последнего. Далее источники упом. об А. в связи с цар. посланниками на Сечь, к-рых он охранял от своих же собратьев-запорожцев.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС