Андреев Даниил Леонидович |
|
1906-1959 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Даниил Леонидович Андреев
Андреев Даниил Леонидович (2(15). 11.1906, Берлин - 30.03.1959, Москва) - поэт, писатель, религиозный философ, историк русской культуры. Сын писателя Л. Н. Андреева. Закончил Высшие литературные курсы. Участник Великой Отечественной войны. В апреле 1947 г. Андреев был арестован по обвинению в антисоветской литературной деятельности и осужден на 25 лет тюремного заключения. Во Владимирской тюрьме, где Андреев отбывал наказание, им созданы поэтический сб. «Русские боги» и монументальный историософский труд «Роза Мира» (впервые опубликован: М., 1991). В сборнике «Русские боги» через «музыку стиха» автор стремится выразить духовное видение Вселенной, Российской метаистории, судеб русской культуры, человеческой эволюции и духовного «возрастания личности». Особое место занимают здесь поэма «Навна» (Соборная Душа Российской метакультуры) и «Сказание о Яросвете», духовном народоводителе россиян, которого Андреев считает одним из великих демиургов человечества. Андреев верит в Святую Русь, духовный Синклит которой составляет один из высоких «миров просветления». Поэтическая одаренность и глубина прозрений позволяют отнести творчество Андреева к «серебряному веку» русской культуры. Но как бы ни был весом вклад Андреева в сокровищницу русской поэзии, главная миссия его жизни связана с созданием трактата «Роза Мира», в котором заключен уникальный духовный опыт проникновения в «миры иные». Будучи синтезом восточной и западной мудрости, философии, мифологии и религии, он все же принадлежит исконно русской культуре, и в «таинственном лоне России» Андреев видит предвестников «Розы Мира», начиная с Пушкина и кончая А. А. Блоком. Но особенную роль он придавал миссии Лермонтова, Достоевского и В. С. Соловьева, которые владели даром «созерцания космических панорам и метаисторических перспектив». Название же «Розы Мира» навеяно, возможно, видением Данте «Райской белой розы» (Божественная комедия, Рай, песни XXX-XXXIII), раскрывшийся венец которой явил поэту «святую рать небес». «Роза Мира» - не научный труд с системой строгих доказательств, но своеобразное философско-мифологическое произв., выражающее сложнейший «символ веры» его автора. По содержанию «Роза Мира» столь же многослойна, как и тот духовный Космос, который она описывает. Прежде всего по замыслу это — социальная утопия (в буквальном смысле этого греческого слова «благословенная страна»), включающая углубленную критику современного общества (после мн. революций и двух мировых войн) и рисующая идеал грядущего «просветленного и гармоничного человечества», покончившего, наконец, с абсолютной тиранией и «самоубийственными войнами». В плане мировоззренческом Роза Мира есть творческий синтез всех религий и учений «светлой направленности», так что они выступают как отдельные лепестки «единого духовного цветка». Это - один из вариантов вечной идеи «универсальной религии», которую сам Андреев называл «интеррелигией, или панрелигией», а также «соборным мистическим разумом живущего человечества» (Роза Мира. С. 13, 14). В качестве социального проекта автор предлагает всемирную федерацию государств с этической контролирующей инстанцией над нею, согласованная деятельность которой обеспечивает: 1) «воспитание человека облагороженного образа», 2) «материальный достаток и высокий культурный уровень для населения всех стран», 3) «помощь развитию в человечестве высших способностей и светлых творческих начал», 4) «воссоединение христианских Церквей и свободную унию со всеми религиями светлой направленности», 5) «превращение планеты в сад», 6) «преобразование Всемирной федерации государств - в Братство» (Там же. С. 239). Устремленность к данным целям, реализуемая «бескровно и безболезненно», отличает, по мнению автора, этот социальный проект от всех политико-социальных движений прошлого и настоящего. Более отдаленная задача - просветление и одухотворение всей природы. Действенность всех этих стремлений будет многократно усилена, если во главе Розы Мира будут стоять необычайной духовной силы люди, сочетающие в себе «три наивысших одаренности - праведность, дар религиозного вестничества и художественная гениальность» (с. 15). Последняя, XII кн. «Розы Мира» конкретизирует этот общий очерк будущего «золотого века» человечества. Здесь главное внимание уделено духовному воспитанию и просвещению людей, которому служат не только собственно храмы (Солнца Мира, с эмблемой крылатого сердца, Иисуса Христа, Приснодевы-Матери, Синклитов героев, святых и праведников разных народов и просветленных сил природы - стихиалей), но и Триумфальные сады с галереями исторической памяти, грандиозные Театры мистерий, Медитории (с идеальными условиями для уединенных медитаций), «тихие монастыри», «философиат» (философско-религиозные Дворцы просвещения) и многое другое. Это культ углубленной и утонченной духовности, развитого «внутреннего человека» отличает утопию Андреева от западной утопи (например, Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ф. Бэкона и др.), ориентированных главным образом на материальное и научно-техническое процветание человечества. Напротив, Андреев предостерегает от «демонизма техники», культ которой калечит человечески души. В «конце времен» Антихрист использует колоссальные возможности техники для господства над миром управления низменной природой человека и нравственного растления человечества. Это случится к концу «золотого века» и с падением Розы Мира, поскольку верховные наставники которой и само человечество не в силах буду помешать исполнению пророчества Апокалипсиса о приходе Антихриста. Но и его царству придет конец в связи исполнением другого пророчества - вторым пришествие Иисуса Христа. Андреев прибегает к античному понятию эон (века жизни, вечности) для обозначения мировых периоде в борьбе Бога и Люцифера, Добра и Зла, Света и Тьмы. Мистерия первого эона завершается победой сил Света, гибелью Антихриста и Страшным судом над живыми и мертвыми (спасены будут немногие праведники, и наказано будет все «дьяволочеловечество» погружением в миры Возмездия). Во втором зоне - тысячелетнем царстве праведных - произойдет «спасение всех без исключения «преобразование безысходных страдалищ во временные чистилища, а чистилищ - в миры духовного врачевания поднятие всех страдальцев сквозь эти слои в миры Просветления». Тогда «не история, а возрастание мировой гармонии будет содержанием времени» (с. 272). К середине второго зона опустеют все слои Возмездия, прекратятся излучения страдания, злобы и похоти, преобразятся все демонические существа. Только планетарный Демон (Гагтунгр) будет упорствовать в своем противостоянии Богу, Иисусу Христу. Когда же наконец он скажет им «Да!», начнется третий эон, задачей которого будет искупление самого Демона. Такова в целом довольно оптимистическая эсхатология Андреева. В философском плане концепция Андреева еще более сложна и включает в себя довольно разработанную методологию и гносеологию, дифференцированную мифологическую онтологию, спиритуалистическую антропологию и этику, а также своеобразную культурологию. Наконец, есть еще один слой в «Розе Мира» - Метаистория Российской империи и России советского периода, а также Метаистория русской культуры. Как философ Андреев - религиозный мыслитель-спиритуалист, представитель русского космизма. Он считает, что между его учением и наукой «никаких точек столкновения нет и не может быть. Им негде сталкиваться. Они о разном... о тех реальностях, которые утверждает Роза Мира, наука пока молчит» (с. 18). При этом он дистанцируется от материализма и атеизма, полагая, что его учение противоречит им «во всех пунктах от А до Я» (с. 12). Для самого Андреева характерно «сквозящее» восприятие вещей, «различающее через слой физической действительности другие, имматериальные, или духовные слои» (с. 21). Иноматериальные слои он еще называет «трансфизическими», ибо они включают все, что обладает материальностью, но иной, чем наша, с другими пространственно-временными измерениями. Что же касается духовных слоев, то «слово «духовный» в его строгом смысле закономерно относить только к Богу и к монадам» (с. 36). Процессы, протекающие в «слоях инобытия» и просвечивающие сквозь ход исторических событий, Андреев называет Метаисторией, которая, по существу, определяет историю и доминирует над ней. Для изучения разных слоев духовного Космоса Андреев использует 3 метода: метаисторический, трансфизический и вселенский (познание становления Вселенной). Указывая на ограниченность научного познания, но отнюдь не отвергая его достоинства в определенной сфере, Андреев опирается на духовное усмотрение истины, к-рое проходит 3 стадии: метаисторических озарений, созерцаний и осмыслений - и связано с «прорывом космического сознания» и мифологическим узрением истины. Для Андреева миф не является преходящим «детским сознанием» человечества, а есть необходимая компонента всякой метакультуры, ориентированной на «трансфизическую высшую реальность». Структура Вселенной «Розы Мира» очень сложна и включает многослойные системы - брамфатуры, окружающие все небесные тела. Брамфатура нашей планеты - Шаданакар - состоит из более 240 разноматериальньгх слоев. Физический слой, в к-ром мы живем, - Энроф представляет собой 4-мерный континуум. От пего идет восходящий ряд «миров просветления» и нисходящий ряд «миров возмездия» (демонические антимиры), для обозначения которых, как видим, Андреев вводит особый «символический язык». В «светлые миры» входят Мировая Сальватэрра (обитель Планетарного Логоса, Богоматери и выразительницы Вечной Женственности - Звенты-Свентаны), Ирольн (обитель духовных монад человечества). Синклиты (обители просветленных душ великих представителей культуры) и др. Эти провиденциальные силы направляются творческой волей Бога и устремляют все сущее по пути совершенствования, т. е. духовной эволюции. Указанному процессу противостоят темные силы «демонического антимира», который также многослоен. Планетарный Демон (Гагтунгр) имеет 3 лица: Великий мучитель Гистург, Великая Блудница Фокерма и творец демонического плана Урпарп. Особо выделяются Андреевым «демоны великодержавной государственности» - уицраоры, которые играют противоречивую роль в метаистории народов. Так, российский уицраор Жругр - в царствование от Ивана Грозного до Александра II, - с одной стороны, созидал великую державу и утверждал всемирно-историческое значение России, а с другой - разрушал себя великой тиранией. Достигнув апогея при Сталине, тирания потерпела крах, что было неизбежно в силу «железного закона нравственных причин и следствий (карма)». Но этот закон действует не механически, и каждый человек может выбирать между Богом и Дьяволом. Путь к Богу лежит через «свободу, любовь и богосотворчество» (с. 50). Исходя из своего «провиденциального видения» истории и культуры, Андреев стремится выявить их глубинные истоки и движущие силы и оценить их значимость по духовным результатам. Г. Я. Стрельцова Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 20-21. Сочинения: Роза Мира. Метафилософня истории. М., 1991; Поли, собр. соч.: В 4 т. М., 1993. Литература: Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993; Андреева А. А. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д. А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993; Она же. Плавание к Небесной России. М., 2004; Штеренберг М. И. «Роза мира» Даниила Андреева и современность М., 2000; Даниил Андреев: pro et contra. Спб., 2010; Даниил Андреев в культуре XX века. М., 2000; Кручинин С. В. Политико-философская концепция Даниила Андреева и его теоретико-геополитическая сущность. Спб., 2010. Вернуться на главную страницу Даниила Андреева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |