Андрей Юрьевич Боголюбский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андрей Юрьевич Боголюбский

1111-1175

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Андрей Боголюбский

Боголюбская (Боголюбивая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111 — 29 июня 1174), князь Ростовский, Суздальский и Владимирский, великий князь Киевский (с 1157 года). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. В 1149 году Андрей Боголюбский посажен отцом в Вышгород, но через год переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1155 году вновь переведен в Вышгород, откуда менее чем через год бежал во Владимир, увезя с собой подаренную отцу константинопольским патриархом Лукой Хризовергом икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой («Богоматерь Владимирская»). В 1157 году Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский престол, но в Киев не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Боголюбский изгнал из Ростово-Суздальской земли мачеху, братьев Мстислава, Василька и Всеволода, племянников, а также отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Около 1160 году Андрей Боголюбский впервые в истории Руси попытался разделить русскую церковь. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но получил отказ. В 1168 году Андрей Боголюбский послал суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митр. Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 году Феодор вступил в конфликт с Андреем Боголюбским. Князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире и пригородах развернулось грандиозное строительство: в 1164 году возведены Золотые ворота, город-замок Боголюбово, а также ряд храмов. По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября). По распоряжению Андрея Боголюбского в 1164–1165 годы создан цикл программных литературных произведений: «Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа», «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 и праздновании 1 августа», а также «Житие Леонтия Ростовского». В свою очередь, они оказали влияние на «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и «Слово на Покров».

В ночь с 29 на 30 июня 1174 года убит в Боголюбове заговорщиками из своего ближайшего окружения. Первоначально погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки Андрея Боголюбского неоднократно переносились. С именем Андрея Боголюбского многие ученые связывают зарождение новой для древней Руси государственной системы: деспотической монархии. В ее основе лежат министериальные (служебные) отношения подданства (когда слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина), принципиально отличающиеся от договорных западноевропейских вассально-сюзеренных отношений.

И. Н. Данилевский.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 454-455.

Литература: Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 65–94; Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 324–337; Данилевский И. Н. Андрей Боголюбский: У истоков деспотизма // Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003; Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007; Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. С. 71–96; Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.


Вернуться на главную страницу Андрея Боголюбского

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС