Андрей Юрьевич Боголюбский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андрей Юрьевич Боголюбский

1111-1175

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Андрей Боголюбский

Боголюбская (Боголюбивая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/

Андрей Юрьевич Боголюбский (иначе Георгиевич, Гюргевич, Дюргевич) - великий князь владимирский, сын суздальского и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого от брака с дочерью половецкого хана Аепы. Род. ок. 1110 г. Летописи начинают упоминать об Андрее Юрьевиче Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий. В 1146 г. Изяслав сверг в Киеве великого князя Игоря Ольговича. Против этого восстал брат Игоря - Святослав Ольгович. К нему присоединился Юрий, двинувший войско на Киев В это время на суздальскую землю напал рязанский князь Ростислав Ярославич. Юрий послал против него своих сыновей - Ростислава и Андрея, которые разбили рязанцев и изгнали князя из его собственных владений. В 1149 г. Юрию Долгорукому удалось победить Изяслава и изгнать его из Киева. Утвердившись на великом столе, отец посадил Андрея Юрьевича Боголюбского в Вышгороде.

Чтобы окончательно обезопасить себя от всяких неожиданностей, Юрий решил лишить Изяслава его опоры на Волыни и двинулся в поход на Луцк, где его противник собирал новое войско. Ростислав и Андрей шли туда же по другой дороге, ведя с собой половцев, которые неожиданно покинули их у местечка Муравицы, что неподалеку от Дубны. Андрей Юрьевич Боголюбский все же продолжил поход и соединился с основным войском в районе Луцка. Летописи отмечают в связи с этим его храбрость и личное мужество в сражениях. Так он, не предупредив отца и братьев, один решил сразиться с крупным отрядом противника, совершившим вылазку из города. Когда враги повернули назад к своим воротам и побежали, он в запальчивости далеко оторвался от своей дружины и один на один очутился в гуще неприятеля. Андрей Юрьевич Боголюбский был ранен 2 копьями, какой-то «немчин» пытался достать его рогатиной, но князю удалось отбить удар мечом и вырваться из окружившей его толпы врагов. Едва успел он доскакать до своих, как пал его боевой израненный конь.

Андрей Юрьевич Боголюбский удостоился восхищения отцовских дружинников: «зане мужьскы створи, паче бывших всих ту». Вскоре после этого Андрей Юрьевич Боголюбский выступил в роли миротворца между отцом и Изяславом, однако мир длился недолго. Уже на следующий год Изяслав изгнал Юрия из Киева и пошел на его сына Ростислава, княжившего в Переяславле Южном. Андрей Юрьевич Боголюбский пришел на помощь брату, и они отстояли город. Через некоторое время Юрий, соединив свои войска с дружиной галицкого князя Владимирка Володаревича, изгнал Изяслава из Киева и посадил Андрея Юрьевича Боголюбского на княжение в Пересопнице, которую он отнял у Волынского княжества. Андрей Юрьевич Боголюбский и в этот раз собирался мирить Изяслава с отцом, даже принимал противника у себя в Пересопнице, куда Изяслав, по мнению летописца, приезжал с целью разведки. Но Андрей Юрьевич Боголюбский. потерпел неудачу, поскольку отец отказался от мира. Изяслав воспользовался этим и, призвав на помощь венгерского короля, изгнал Юрия из Киева. Андрей и Владимирко прибыли на помощь суздальскому владетелю, когда все уже было кончено. В 1551 г., в 3-й раз, Юрий возобновил военные действия в борьбе за великий стол. Войска сошлись под самым Киевом. В этом сражении Андрей Юрьевич Боголюбский снова показывал чудеса храбрости. Переправившись со своими союзниками половцами за р. Лыбедь, он погнал неприятеля, опять увлекся, оказался один в гуще врагов и был бы захвачен в плен, если бы один из половцев не вывел его насильно из боя. Юрию на этот раз не повезло, Изяслав погнал его от Киева и настиг у р. Рута (нынешний Роток). Войска снова изготовились к бою. Полки отца расставлял Андрей. Сражение началось. Андрей Юрьевич Боголюбский опять с копьем наперевес помчался на врага. Его ранили в бою. Изяслав тоже был ранен, но победил, так как в самый решительный момент половцы покинули Андрея. Началась паника, побежали сначала союзники Юрия, а затем и он сам. Добравшись до Переяславля, он вынужден был идти дальше, в небольшой Остерский Городок. Здесь Андрей Юрьевич Боголюбский уговорил отца вернуться в Суздаль. Юрий осадил Чернигов, где сидел союзник Изяслава - Изяслав Давыдович. В течение 20 дней шли сражения под городом, в которых Андрей Юрьевич Боголюбский снова отличился, но с появлением войск великого князя осаду пришлось прекратить.

В 1154 г. Юрий совершил поход в муромскую землю на рязанского князя Ростислава Ярославича и изгнал его оттуда, передав Муромское княжество Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Ростислав не смирился со своим поражением, отправился к половцам за помощью и в том же году неожиданно напал на А. Ю. Б., который «об одном сапоге» едва спасся бегством в Суздаль. Наконец, в 1155 г. Юрию, уже после смерти Изяслава, удалось вокняжиться в Киеве, где он сидел до самой смерти в 1157 г. Андрей Юрьевич Боголюбский снова оказался в Вышгороде, но стал просить отца отпустить его в Суздаль. Не получив согласия, тайно ушел из Вышгорода, взяв с собой икону Божьей Матери. Впоследствии она получила имя «Владимирской» и превратилась в величайшую святыню Северо-Восточной Руси. Предание рассказывает, что, не доезжая 11 верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за предзнаменование. Здесь Андрей Юрьевич Боголюбский заложил село Боголюбово, в котором позднее построил город-замок - любимую свою резиденцию. В 1157 г., после смерти Юрия, ростовцы, суздальцы и владимирцы выбрали Андрея Юрьевича Боголюбского своим князем, «занеже бе любим всеми за премногую его добродетель», чем нарушалось завещание Юрия, отказавшего суздальскую землю младшим детям - Михалку и Всеволоду. Их, а также племянников - детей Ростислава - Андрей Юрьевич Боголюбский изгнал из суздальской земли, а с ними и «мужи отца своего переднии». Он поселился не в Суздале или Ростове, а во Владимире, вероятно, желая избежать влияния бояр старых городов. Свой стольный город он старался украсить: в 1158 г. заложил собор Успения Божьей Матери и дал ее духовенству село и десятину в своих стадах и торговых пошлинах; в 1160 г. церковь эта была достроена иноземными мастерами; расширил детинец (Владимирский кремль) и построил в городе, в подражание Киеву, двое ворот - золотые и серебряные. Андрей Юрьевич Боголюбский хотел быть «самовластным», по выражению летописи, в ростовской земле, в делах церковных. Он изгнал епископа Леонтия, заспорившего с ним о числе постных дней; хотел учредить во Владимире особую митрополию, но уступил мнению патриарха.

В первые 10 лет своего правления Андрей Юрьевич Боголюбский почти не вмешивался в дела других русских областей. В это время уже выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими, впоследствии участвовавшими в его походах; но сведений о том, как он этого достиг, не имеется. Он претендовал и на влияние в Новгороде. В 1160 г. Андрей Юрьевич Боголюбский послал сказать новгородцам: «ведомо вам буди, что я хочу искать Новагорода добром и лихом, целуйте мне крест на том, чтоб иметь меня отцом себе, а мне желать вам добра». После того новгородцы в течение нескольких лет принимали к себе князей по его указанию. В 1164 г. он начал воевать с булгарами волжско-камскими, которые, хотя и не были ближайшими соседями суздальской земли (между ними простиралась мордовская земля), но находились с нею в торговых сношениях. Андрей Юрьевич Боголюбский сам выступил в поход, взяв с собой икону Владимирской Божьей Матери. Булгары были разгромлены. Андрей Юрьевич Боголюбский взял три их города, в т. ч. Бряхимов. В память об этой победе был установлен праздник 1 августа. В 1172 г. Андрей Юрьевич Боголюбский снова посылал рать против булгар, но она потерпела неудачу.

В 1167 г. новгородцы, прогнав поставленного у них Андреем Святослава Ростиславича, выбрали своим князем Романа Мстиславича Великого, тогда княжившего в Киеве и не любимого Андреем. Последний решил наказать своих врагов и начал с Мстислава. В конце 1168 г. он послал в Киев громадную рать под началом своего сына Мстислава Андреевича, к которому присоединилось 11 других князей; Киев был взят в марте 1169 г. «на щит» и отдан воинам на 2 дня на разграбление; в Киеве Андрей Юрьевич Боголюбский посадил своего брата Глеба Юрьевича. Наступил черед и для Новгорода, который обидел Андрея Юрьевича Боголюбского еще и тем, что новгородские сборщики дани избили в Двинской земле, на которую Боголюбский имел притязания, его людей. К Новгороду в 1170 г. была послана сильная рать под командой Мстислава Андреевича. Столица республики выдержала осаду; граждане приписывали свое спасение заступничеству образа Знамения Божьей Матери и учредили праздник этой иконы. Но Андрей Юрьевич Боголюбский запретил подвоз хлеба к Новгороду из суздальской земли, и новгородцы снова стали принимать от него князей. В 1172 г. погиб в Киеве Глеб; Андрей Юрьевич Боголюбский на киевский стол посадил Романа Ростиславича, но вскоре рассердился на Ростиславичей, т. к. поверил клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийце его брата Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемого и заняли КиевАндрей Юрьевич Боголюбский послал сказать им, чтобы они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду послу, передал Андрею: «До сих пор мы любили тебя, как отца, но если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит». Андрей Юрьевич Боголюбский стал готовить рать. Войско приблизительно в 50 тыс. чел. безуспешно осаждало Вышгород, где засел Мстислав Ростиславич. Осада продолжалась 9 недель, когда к городу подошел луцкий князь Ярослав Мстиславич и вступил в переговоры с Ростиславичами. Появление свежего войска заставило бежать рать Андрея. Князья скоро перессорились между собой, и Ростиславичи опять обратились к Андрею. «Подождите немного,- отвечал Андрей,- я послал к братии своей в Русь: как придет от них весть, то дам вам ответ».

Однако 29 июня 1174 г. Андрей был убит своими приближенными. Ранее он велел казнить одного из братьев своей 1-й жены, Кучковича. Брат казненного Яким составил заговор против великого князя, в котором принимал участие его зять Петр Кучков и ключник Андрея Анбал Ясин. Заговорщиков было 20 чел. Ночью они подошли к спальне князя, но на пути, пораженные страхом, забрались в медушу (погреб) и, напившись там, вошли в сени. Когда они подошли к ложнице, один из заговорщиков постучался в дверь со словами: «Господине, господине!» Убийцы взломали дверь и ворвались в комнату. Князь вскочил и повалил одного из них; другие, не различая в темноте, напали было на упавшего, но потом, распознав князя, кинулись на него с мечами, саблями и копьями. Считая его убитым, заговорщики начали выносить того из них, который погиб в свалке. Андрей в это время успел уйти в сени и сошел с крыльца. Заговорщики бросились на его поиски и нашли вскоре истекавшего кровью. Поутру слуга Андрея, Кузьмище Киевлянин, обернув тело, принес его в церковь, но не смог достучаться. 2 дня пролежало тело великого князя на паперти. На третий день пришел Арсений, игумен монастыря Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь и положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. Граждане же боголюбские все это время продолжали грабить дворец, а также дома тиунов и посадников; то же было и во Владимире.

Наконец волнение унялось. Владимирцы пошли с носилками в Боголюбов и перенесли тело. Андрея похоронили во владимирском Успенском соборе. Русская православная церковь канонизировала его. Есть предание, будто Всеволод Юрьевич Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Плавучее озеро (в 3 верстах от Владимира; В. Н. Татищев назвал его Поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и 2-я жена Боголюбского, «родом из Яз» (осетинка). Из детей Андрея пережил отца только один Юрий, княживший в Новгороде. Татищев дает описание внешности и характера владимирского князя: «Сей благоверный и христолюбивый государь от младости возлюбил бога и душу свою всеми добродетели украсил, подобен был Соломону. Яко той созда храм господу богу, тако сей богоматери созда, паче всех церквей украсив множеством злата, сребра и камением драгоценным. Много же других узорочей во оную внес, яко всем приходящим было смотреть со удивлением... Град же Владимир разшири и умножи, всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремеслеников разных населил. В воинстве был храбр, мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду паче великаго приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные [рыжие], кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы.

Материал из кн.: Богуславский В. Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.


Вернуться на главную страницу Андрея Боголюбского

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС