Анастасий, Грибановский Александр Алексеевич |
|
1873-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анастасий (Грибановский)
Анастасий (в миру Грибановский Александр Алексеевич), митрополит (6.08.1873—9[22].05.1965), участник монархического движения в Москве, глава Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1936—1964. Родился в день праздника Преображения Господня в с. Братки, Борисоглебского у. Тамбовской губ. в семье священника. Его дед по матери (урожд. Кармазиной) тоже был священником. Первоначальное образование получил в Тамбовском Духовном училище. По окончании Тамбовской Духовной семинарии был на казённый счет послан в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1897 со степенью кандидата богословия. 20 апр. 1898 в день прп. Анастасия Синаита был пострижен в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество. 23 апр. посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В авг. 1898 занял должность помощника инспектора родной академии. В 1900 иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной семинарии, близ Троице-Сергиевой Лавры, а в июле 1901 — ректором Московской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В этой должности застала его смута 1905. Архим. Анастасий принял активное участие в возникшем монархическом движении в Москве. Уже весной 1905 он был среди тех первых московских монархистов, которые подписали воззвание Союза Русских Людей (СРЛ). 29 июня 1906 в день праздника св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Московском Успенском соборе хиротонисан во Епископа Серпуховского, 4-го викария Московской епархии. Принимал активное участие в монархическом Братстве Воскресения Христова, занимал пост товарища председателя. Принимал участие в Крестном ходе и открытии Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907. В мае 1914 назначен на самостоятельную кафедру, стал епископом Холмским и Люблинским. Преосвященный Анастасий значительную часть своего времени стал посвящать посещению действующей армии, за что был награждён орденом св. Владимира II степени, а затем получил и совсем необычную для духовного лица награду орден св. Благоверного Великого князя Александра Невского с мечами. 10 дек. 1915 назначен епископом Кишиневским и Хотинским, 6 мая 1916 возведен в сан архиепископа. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—18, председатель отдела церковного имущества и хозяйства. Несмотря на свою молодость (ему было всего 44 года), архиеп. Анастасий при голосовании оказался в числе кандидатов в патриархи, получив 77 голосов из общего числа 309. Он возглавлял комиссию по устройству торжества избрания и настолования (интронизации) Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина). Избран членом Священного Синода и одновременно Высшего Церковного Совета, был председателем Религиозно-просветительного совещания при Соборном Совете. За отказ выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти, вместе с Кишинёвской епархией, в состав Церкви Румынской в 1919 смещен с кафедры румынским правительством, эмигрировал в Константинополь, где возглавил Русский Комитет, объединявший до 35 организаций. Член Всезаграничного Карловацкого церковного Собора, председатель отдела духовного возрождения. В 1924 вынужден был покинуть Царьград и выехать в Болгарию, где принимал участие в освящении Александро-Невского собора в Софии, а потом переехал в Югославию для участия в очередном архиерейском Соборе, который назначил его наблюдающим над делами Русской Духовной миссии в Иерусалиме. С дек. 1924 в теч. 10 лет служил в Святой Земле. В 1935 возведен в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии митр. Антония (Храповицкого). После кончины последнего в 1936 г. избран на пост председателя Архиерейского Синода и Собора РПЦЗ. В связи с перемещением Синода в Белград переехал в столицу Югославии, где его застала вторая мировая война и германская оккупация. Митр. Анастасий отказался от предложения обратиться к русскому народу с призывом оказать содействие немцам, однако дал благословение в сент. 1941 русским эмигрантам на образование русского Корпуса. В сент. 1944, когда советские войска приближались к Белграду, бежал вместе со всем составом Архиерейского Синода в Вену, затем в Карлсбад, а по окончании войны, летом 1945 перебрался в Мюнхен. В сент. 1950 митр. Анастасий освятил в Брюсселе храм-памятник Царю-Мученику и всем русским людям, в смуте убиенным. В нояб. 1950 перебрался в США, где еще в теч. 14 лет исполнял свое служение. В мае 1964 ушел на покой. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Степанов А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич) (6 августа 1873 - 9 мая 1965. Нью-Йорк, США). Родился в семье приходского священника Тамбовской епархии. Окончил духовную семинарию в Тамбове, в 1897 - Моск. духовную академию со степенью канд. богословия. В 1898 пострижен в монахи. В 1901 возведён в сан архимандрита и назначен ректором Моск. духовной семинарии. С 1906 епископ Серпуховский, викарный Моск. епархии. Всю жизнь сочетал строгое монашеское житьё с церк.-обществ. работой. Активный черносотенец. Участвовал в работе 1-го Общеземского съезда по нар. образованию (1914). В 1914 назначен епископом Холмским и Люблинским, в 1915 - Кишиневским. В 1916 возведён в сан архиепископа (Кишиневского и Хотинского). Отличался неутомимой деятельностью. Неоднократно бывал на фронте, часто выезжал на боевые позиции, служил там панихиды и молебны, благословлял отправляющиеся в сражения войска. После Февральской революции 1917 - деятельный участник Св. Собора Православной Российской Церкви (август 1917 - 1918): был избран председателем отдела церковного имущества и редакционного отдела. Сторонник патриаршества, 14 октября решительно выступил против записки 32 противников патриаршества на Соборе: "Ужасы и убийства обыденной жизни, ужасы нравств. разложения... призывают к тому, чтобы церковь оказала и развила своё влияние. Нужен пастырь, объединяющий и благословляющий избранных на подвиг. Мы видим, что гос-во ныне хочет быть внеконфессионным, открыто разрывая свой союз с церковью Об этом нужно пожалеть - Наша церковь... должна стать воинствующей церковью, она должна защищаться не только от врагов, но и от лжебратьев, и иметь духовного вождя, своего будущего первоиерарха" (Введенский А.И., Государство и церковь 1918-22, М., 1923, с. 103). На Соборе был избран пред. комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования. Выступал на Соборе неоднократно. Из высказываний Анастасий в 1917 19 апреля: "Лозунги, выдвинутые современным демократическим движением, не новы для христианства. Равенство, Братство и Свобода истинно даны христианством. Если эти начала не проводились иногда в жизнь, то вина падает на отд. лиц. а не на церковь" ("Чрезв. епархиальное собрание духовенства и мирян Кишиневской епархии, состоявшееся в Кишиневе 19-24 апр. 1917 Г.", Кишинев, 1917, с. 3): 21 ноября - "Кто из нас без содрогания сердца может взирать на это разрушение Кремля, нашего священного Сиона, знаменующего собой не только разорение всего нашего отеч. града, но и помрачение рус. правосл. совести? Сами камни вопиют ныне о растлении нар. духа. Этот обезображенный Чудов монастырь, удел святого Алексия; эта мерзость запустения, водворившаяся на месте святы в патриаршей ризнице: этот древний Успенский собор, пронзенный орудием в самую главу, что это иное, как не символ России, окровавленной, поруганной, растерзанной руками её собств. сыновей. К этой-то сметённой, истекающей кровью правосл. Руси исходит ныне Святейший патриарх, чтобы принять её в своё духовное водительство" ("Рус. правосл. церковь за границей. 1918-1968", Т. 1, Нью-Йорк, 1969, с. 279-80). На Соборе был избран членом Св. Синода и Высшего Церк. Совета (7 дек. 1917). В Бессарабию не вернулся, отказавшись войти в состав рум. церкви. В 1919 выехал в Константинополь для управления рус. правосл. общинами. Поддерживал тесные связи с бароном П.Н. Врангелем и ген. А.П. Кутеповым. 24 апр. 1922 избран пред. Рус. к-та в Турции. На Западе возглавил группу, поддерживавшую митрополита Антония (Храповицкого). С 1924 наблюдал в Палестине за деятельностью Рус. Духовной Миссии, в 1935 возведён митрополитом Антонием в сан митрополита. С 1936 пред. Архиерейского Собора и Синода в Мюнхене, распространившего своё влияние на приходы как в Зап. Европе, так и в Америке. Непримиримый противник Сов. власти. В годы 2-й мир. войны сотрудничал с А. Гитлером, поддержал ген. А.А. Власова. В 1951 переехал в США (Нью-Йорк). Пред. Соборов в 1953, 1956, 1959, 1962 и 1964; глава Сев.-Амер. епархии. В 1964 ушёл на покой. Использованы материалы статьи М.Е. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993 Сочинения:Пушкин и его отношение к религии и Православной Церкви. Нови Сад, 1939. Литература:Аверкий (Таушев), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Анастасия; Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. док. по мат. ЦА ФСБ РФ. М., 2000. Состав Св. Правительствующего Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г., П., 1917; Мanuil [Lemesevskij] Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1883 bis 1965, Tell 1, blangen. 1979. Далее читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX". Кто такие черносотенцы? Россия в первые годы XX века (хронологическая таблица). Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |