Абу-Джаффар ал-Мансур |
|
?-775 |
ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Абу-Джаффар ал-МансурХалифат ал-Мансура (754-775)Сразу после смерти халифа ас-Саффаха раскрылись интриги его дяди, в которых оказался замешан и Абу Муслим, возглавивший в свое время поход за передачу Аббасидам прав на халифат. Абу Муслима, измена которого была доказана, пригласили в резиденцию халифа, где он и был убит. Абу Джафар, брат халифа ас-Саффаха, при вступлении на престол получил титул ал-Мансур ("Победитель"), При нем власть халифа продолжала укрепляться посредством введения системы строгого контроля: все высшие чиновники и генералитет в Халифате были подотчетны лично халифу. Проводились мероприятия по охране путей следования паломников и купцов, строились сторожевые посты и небольшие укрепленные поселения, рибаты. Ал-Мансур, как и все халифы этой династии, покровительствовал ученым, поэтам и художникам-каллиграфам. Первые арабские филологи жили при ал-Мансуре: Сибавейхи и ал-Халил в Басре, ал-Кисаи в Куфе. Ал-Кисаи впоследствии стал учителем сыновей халифа ал-Махди. Именно при ал-Мансуре поэт и ученый Асмаи собрал поэтическую сокровищницу лирики и легенд древнеарабской героической эпохи, сопроводив ее грамматическими и стилистическими комментариями, а другой поэт, Халеф ал-Ахмар, даже сочинял стилизации под древнеарабскую поэзию. Рузбех ибн ал-Мукаффа собрал и перевел на арабский язык персидский и индийский сказочный фольклор, а также "Шах-намэ" ("Книга царей") - иранский героический эпос. Переводить Коран на другие языки считалось невозможным, поскольку даже наималейшие неизбежные отклонения от первоначальных значений слов были недопустимы. Поэтому основательное изучение арабского языка во всей его сложной многогранности стало долгом каждого мусульманина. Возникла необходимость в теории языка, и она была разработана почти в то же время, когда Малик ибн Анас составлял свой сборник хадисов "Ал-Муватта". Тогда же Ибн Исхак, родоначальник арабской историографии, закончил жизнеописание Мухаммеда. С большим размахом и при полной поддержке властей велась работа по переводу книг древнегреческих философов. Эллинская мудрость оказалась воспринята арабами с удивительной полнотой, свободой и верностью понимания, что свидетельствует о необычайно развитом, богатом и гибком арабском языке. Вместе с тем не прекращались попытки свергнуть законного халифа, поскольку всегда найдутся те, для кого мир и благоденствие как острый нож. Абу Муслим, отправляясь к халифу на свою последнюю с ним встречу, захватил с собой казну, которую оставил в Рее. В 755 году его ставленник в Нишапуре Сумбад поднял восстание под предлогом мести за Абу Муслима. Этот Сумбад по прозвищу Гябр ("Неверный") был зиндиком (букв, "колдун"), зороастрийцем. Он никогда не принимал ислам, но притворялся благочестивым. Рассчитывая поживиться казной Абу Муслима, он обещал богатую добычу тем, кто присоединится к нему, и таким образом собрал огромное количество всякого сброда. Сумбад овладел Нишапуром, Кумисом и Реем, где и захватил казну Абу Муслима. После этого он взял себе персидское имя Фируз Испехбед. Халиф направил против Сумбада войско под командованием Абу Джафара Джахвара ибн Маррара. Первое сражение с бунтовщиками произошло между Хамаданом и Реем и длилось три дня. Сумбад был убит, а общие потери мятежников составили шестьдесят тысяч человек. Но Джахвар ибн Маррар, в свою очередь, тоже соблазнился казной Абу Муслима и отказался возвращать ее в распоряжение халифа. Против Джахвара был послан отряд Мухаммеда ибн ал-Ашаса ал-Хузаи, который разбил Джахвара и доставил деньги по назначению. Затем восстали авандиты, которые также были связаны с Абу Муслимом, но прикрывались лозунгами о правах Алидов на халифат. Восстал испехбед Табаристана и перебил всех мусульман в своей стороне, Наместником Хорасана в это время был ал-Махди, а его помощником - ас-Сари ибн Абдаллах. Они не сумели организовать достойный отпор беззаконию. В 772 году некий Устаз Сис возглавил жителей Герата, Сиджистана и других областей Хорасана, которые собрались чистом около трехсот тысяч и напали на жителей Мерверруда, грабя и убивая их. Халиф ал-Мансур отправил в Хорасан против Устаза отряд Хазила ибн Хузайма, который рассеял мятежников. Наряду с подавлением этих волнений был предпринят удачный поход Хумайда ибн Кахтаба против Кабула, после чего Хумайда стал наместником Хорасана. Правление ал-Мансура, второго халифа из династии Аббасидов, оборвала его неожиданная смерть. Он умер в 775 году, во время совершения хаджжа в Мекку. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 148-151. Далее читайте:Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки. Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |