ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Алексий II
Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.
Патриарх Московский и всея Руси
С самого начала
Алексий - II (в миру Алексей Михайлович Ридигер). Родился 23 февраля 1929 года в Таллине (Эстония) в семье Михаила Александровича Ридигера и Елены Иосифовны Писаревой. Русский.
В роду были выходцы из Германии и Швеции. Один из предков - генерал Ридигер, герой войны 1812 года. Отец родился в Санкт -
Петербурге, затем жил в эмиграции в Эстонии.
Окончив Богословские курсы, отец Патриарха в течение 16 лет был настоятелем церкви Таллина, а также председателем епархиального
совета. В 1961 году был удостоен Патриархом Алексием I наперсного креста. Мать - уроженка г.Ревеля (прежнее название Таллина), дворянка.
Мальчиком Алексей с родителями ежегодно совершал паломнические поездки в Свято-Успенский Пюхтицкий и Псково-Печерский
монастыри, а в 1938-1939 годах дважды ездил в Валаамский монастырь на Ладожском озере.
С 6 лет прислуживал в церкви - сначала священнику Александру Киселеву, затем своему духовному отцу протоиерею Иоанну
Богоявленскому (с 1946 года - епископ Таллинский и Эстонский Исидор, 1949). В 1944-1946 годах служил старшим иподиаконом у
архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского, +1946).
В 1945 году готовил к открытию Александро-Невский собор г. Таллина (собор был закрыт во время оккупации). С мая 1945 года по октябрь
1946 года был алтарником и ризничим собора.
Учился в частной школе, затем в гимназии, закончил русскую среднюю школу при советской власти. Был признан невоеннообязанным
из-за болезни сердца.
С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской церкви г.Таллина.
<В 1946 году протоиерея Иоанна Богоявленского назначили ректором новооткрытой ЛДА и С. В том же году Алексей поступал в ЛДС, но
не был принят как не достигший совершеннолетия.
С 1947 года служил псаломщиком в Казанской церкви г.Таллина.
В 1947 году поступил в 3-й класс ЛДС, сдав экстерном экзамены за 2 класса. Окончил семинарию в 1949 году по первому разряду.
В 1949-1953 годах заочно учился в ЛДА, окончил по первому разряду со степенью кандидата богословия за сочинение "Митрополит
Московский Филарет (Дроздов) как догматист".
15 апреля 1950 года рукоположен во диакона, 17 апреля 1953 года - во священника, назначен настоятелем Богоявленской церкви г.Йыхви
(Эстония). С 15 июля 1957 года - настоятель Успенского собора г.Тарту и благочинный Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан
протоиерея. С 30 марта 1959 года - благочинный Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.
3 марта 1961 года принял монашеский постриг.
14 августа 1961 года на заседании Священного Синода определен быть епископом Таллинским и Эстонским, временно управляющим
Рижской епархией. 23 августа 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым, +1978), председателем ОВЦС,
возведен в сан архимандрита. Хиротонисан 3 сентября 1961 года.
На этом посту он смог спасти от закрытия кафедральный собор в Таллине, Пюхтицкий Успенский женский монастырь и 65 приходов,
решение о прекращении деятельности которых "за нерентабельностью" было уже подготовлено властями.
14 ноября 1961 года назначен заместителем председателя ОВЦС.
12 января 1962 года освобожден от временного управления Рижской епархией.
С 17 октября 1963 года по 1979 год - член Комиссии Священного Синода по христианскому единству и межцерковным отношениям.
23 июня 1964 года возведен в сан архиепископа.
С 22 декабря 1964 года по 29 июля 1986 года - управляющий делами МП, постоянный член Священного Синода (сменил на этом посту
митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова, впоследствии - Патриарх, +1990).
С 7 мая 1965 года по 16 сентября 1986 года - председатель Учебного комитета при Священном Синоде (освобожден от должности по
собственной просьбе).
С 25 февраля 1968 года - митрополит Таллинский и Эстонский.
С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом.
Как и другие иерархи РПЦ, Алексий принимал участие в направляемой властями деятельности различных общественных организаций. С
начала 1960-х годов он являлся членом Эстонского правления Комитета защиты мира и Общества дружбы с зарубежными странами, членом
правления республиканского Фонда культуры. В конце 1970-х - начале 1980-х годов - член правления этих же организаций союзного уровня,
вице-президент общества советско-индийской дружбы (1980-1989 годы), участник разного рода конференций и совещаний за мир и
разоружение.
28 мая 1971 года, выступая на Предсоборном совещании, посвященном выборам нового Патриарха, митрополит Никодим (Ротов) заявил:
"... у нас имеется кандидат на Московский Патриарший Престол... Совместно с Высокопреосвященными митрополитом Киевским Филаретом
(Денисенко, ныне глава УПЦ КП) и митрополитом Таллинским Алексием мы написали свое мнение... это - Высокопреосвященный Пимен,
митрополит Крутицкий и Коломенский".
В 1974 году митрополит Алексий вместе с митрополитами Крутицким и Коломенским Серафимом (Никитиным, на покое) и Тульским и
Белевским Ювеналием (Поярковым, ныне Крутицкий и Коломенский) выступил в советской печати против А.И. Солженицына.
В 1978 году - член комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления патриаршества в РПЦ. С 23 декабря
1980 года по 1988 год - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. С 25 мая
1983 года по 16 сентября 1986 года - председатель Ответственной комиссии по реставрации и строительству в Даниловом монастыре. 20
февраля 1990 года назначен председателем Синодальной Библейской комиссии.
С 29 июля 1986 года по 10 июня 1990 года - митрополит Ленинградский и Новгородский, управляющий Таллинской епархией. По
должности - председатель Ленинградского филиала ОВЦС.
Активный деятель ВСМ, в 1980-1981 годах - президент КЕЦ. С марта 1987 года - председатель Президиума и Совещательного Комитета
КЕЦ.
С 1963 года - член Правления СФМ. С 27 мая 1981 года - член Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом
(Общество "Родина"). Входил в состав общественной комиссии по связям с зарубежными религиозными кругами Советского комитета защиты
мира. В 1981 году - вице-президент Общества советско-индийской дружбы.
Судя по докладной записке в ЦК КПСС из Совета по делам религий от 1986 года, Алексий давно считался одной из наиболее
приемлемых для КПСС фигур среди иерархов ввиду покладистости, миролюбия, мягкости характера. Несмотря на это (или благодаря этому),
Алексий, как утверждалось в прессе, в 1986 году написал письмо Михаилу Горбачеву, в котором, высоко оценивая перестройку, высказывался
за новые отношения РПЦ с обществом и государством. Письмо вызвало жесткую отрицательную реакцию Секретариата ЦК КПСС. Было
принято Постановление, в котором выражалось неудовлетворение и содержалась просьба к Совету по делам религий провести
соответствующую работу. В результате, формальное повышение Алексия (назначение митрополитом Ленинграда и Новгорода) фактически
явилось отстранением его от критически важного, особенно учитывая болезнь патриарха Пимена, поста Управляющего делами. Очевидно
однако, что письмо Алексия оказало, в конце концов, влияние на формирование новой религиозной политики Горбачева.
С 18 марта 1989 года по январь 1991 года - народный депутат СССР от Советского фонда милосердия и здоровья, член Комиссии Совета
Национальностей по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.
На съездах народных депутатов СССР голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР,
предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова "советский" из словосочетания
"советский конституционный строй".
Подписавшись в начале 1991 года под известным "письмом 53-х" в защиту "твердой руки", затем дезавуировал свою подпись. На встрече
с Горбачевым выступил в поддержку сохранения СССР.
7 июня 1990 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. За него было
подано 166 голосов из 317 возможных. Двумя другими кандидатами на пост Патриарха были митрополит Киевский и Галицкий Филарет
(Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан, ныне митрополит Киевский и всея Украины).
Интронизация совершена 10 июня 1990 года. Личным секретарем Алексия в Ленинграде был епископ Ладожский Арсений, после
интронизации некоторое время личным референтом был диакон Андрей Кураев.
В речи на церемонии интронизации в 1990 году продолжил и развил критику проекта Закона о свободе совести, требуя более четкого
разграничения сфер влияния церкви и государства, в то время, как Священный Синод придерживался более консервативной позиции. В
конце 1990 года Верховный Совет отверг предложении Патриарха о церковной монополии на производство предметов церковной утвари.
С 12 августа 1992 года по 17 июля 1996 года сам исполнял обязанности Управляющего делами МП (после избрания митрополита
Владимира (Сабодана) Предстоятелем УПЦ).
С января 1991 года активно поддерживал процесс демократических реформ сначала в СССР, затем - в Российской Федерации и
выступал против попыток остановить этот процесс. Еще будучи митрополитом Ленинградским, неоднократно осуждал неофашизм и
антисемитизм. В январе 1991 года осудил применение силы в Вильнюсе. В июне 1991 года благословил Президента РСФСР Б.Н.Ельцина на
церемонии инаугурации.
В 1991 году Патриарх резко осудил путч и обратился к пастве с посланием: "В дни, которые только что довелось пережить нам (три дня
путча), кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 году. В то уже далекое время нашу землю обагрила кровь,
началось великое разделение и братоубийственная война, завершившаяся торжеством властителей, которые сами о себе свидетельствовали
как о людях и политиках "нового типа". Их новизна была в отвержении всех абсолютных нравственных начал, в забвении духовных истоков и
смысла человеческого существования, в уверенности в том, что ни перед Богом, ни перед людьми они никогда не понесут ответственности за
свои деяния. Последнюю череду из них - я надеюсь, что уже последнюю, - мы видели в дни переворота".
Осенью 1993 года, во время политического кризиса в России, Патриарх прервал свой официальный визит в США, срочно вернулся в
Москву и стал инициатором мирных переговоров между представителями исполнительной и законодательной ветвей власти. Переговоры,
проводившиеся в Свято-Даниловом монастыре, оказались безрезультатными.
4 декабря 1995 года на III Всемирном Русском Народном Соборе избран Главой ВРНС, как постоянно действующей международной
общественной организации.
В 1990-е гг. высказывался против расширения влияния эмигрантской РПЦЗ на территории МП, не принял условий для воссоединения,
предлагавшихся РПЦ Заграницей.
В январе 2001 назвал приоритетной задачей РПЦ распространение религиозного образования в России: "Мы и дальше будем убеждать
светские власти в необходимости ввести в школьные программы эту важную дисциплину, а в вузах предоставить возможность студентам
изучать теологию". ( Ъ, 30 января 2001)
В феврале 2001 осудил верующих, отказывающихся от индивидуального номера налогоплательщика, обвинив их в "попытке внести
раздор в общество и посеять недоверие к власти".(Сегодня, 2 февраля 2001). По словам Патриарха, те, кто приравнивает принятие ИНН к
отказу от христианства, наносят вред церкви. (Парламентская газета, 6 февраля 2001)
С февраля 2001 года - председатель попечительского совета общественного Военного фонда.
В марте 2001 г. в беседе с журналистами в Берне сказал, что со временем будет преодолен раскол между РПЦ и РПЦЗ: "Время вылечит и
этот раскол, потому что РПЦЗ и Церковь Московского Патриархата - это плоть от плоти и кровь от крови своего народа... На сегодняшний
день отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение." (Русский вестник, N8-9, 2001)
В мае 2001 г. в газете "Московские новости" появилась статья, в которой утверждалось, что в 1950 г. Алексей Ридигер женился и в том же
году развелся со своей женой. (см. ниже)
В ноябре 2001 г. сказал, что не исключает возможность приезда нового главы РПЦЗ митрополита Лавра и секретаря синода епископа
Гавриила в Россию по его приглашению: "если приглашение ими будет принято, то во время пребывания митрополита Лавра в Москве
состоятся переговоры о возможных путях к объединению церквей". По мнению Патриарха, "в XXI веке сложились условия для воссоединения
русской православной диаспоры с Матерью-Церковью". (Интерфакс, 23 ноября 2001)
28 октября 2002 г., во время поездки в Астраханскую епархию, был госпитализирован. Ночью перенес гипертонический криз. На
следующий день был перевезен в Москву. Решение об этом было принято на консилиуме личных врачей патриарха и медиков Астрахани.
(ИТАР-ТАСС, 29 октября 2002)
В апреле 2003 г. из-за проблем со здоровьем впервые не участвовал в торжественном пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя.
Сказал, что это стало для него "сугубой скорбью", потому что на протяжении 53 лет своего архиерейского и пастырского служения он всегда
совершал пасхальные службы.
Другая информация
Распорядок дня Патриарха жесткий: встает в 7 часов утра, едет в Чистый переулок (где находится его повседневная резиденция),
возращается в 22 часа, читает газеты, смотрит телевизионную информационную программу.
Любимые писатели - Лесков и Тургенев. Поддерживал дружеские отношения с известным философом и филологом С.С. Аверинцевым.
(Аверинцев умер в феврале 2004 г.)
Любимое блюдо - собранные и приготовленные собственноручно соленые рыжики.
+ + +
После активизации деятельности католиков Западной Украины он выразил письменный протест Папе Римскому по поводу захвата
православных храмов, избиений и убийств священников. Алексий считает нежелательным участие клириков РПЦ в жизни политических
партий, но поддерживает более широкое их участие в жизни приходов.
Став патриархом, Алексий не прервал контактов с зарубежьем: совершил серию поездок, в том числе, в США, Иерусалим, Антиохию,
Александрию; объездил почти весь бывший Советский Союз. Встречался с великим князем Владимиром Кирилловичем (ранее высказывал
мнение, что монархия не является единственной подходящей для России формой правления).
Алексий добился законодательного закрепления за РПЦ культовых зданий и сооружений на территории России. После серии разоблачений
высших иерархов РПЦ, сотрудничавших с КГБ, Алексий заявил, что иерархи таким образом спасали Церковь, беря на себя грех.
В Патриархе заметно отсутствие вкуса к занятиям политической деятельностью. Его политические заявления, связанные с теми или
иными событиями (создание СНГ, абхазский и приднестровский конфликты, противостояние Президента и парламента) носят, по крайней
мере, после августа 1991 года, несколько формальный характер. Эти заявления, в основном, содержат общие призывы к миру. Кроме того,
позиция, высказанная однажды, не подтверждается и не пропагандируется потом. Старается не использовать авторитет своего сана для
расширения влияния каких-то определенных политических сил.
Внутри самой Церкви Алексий подвергается критике преимущественно с правых позиций. "Союз православных братств" не стесняется
называть его еретиком и "жидовствующим". В "патриотической" печати, с одной стороны, недовольной неприсоединением Патриарха к
антиельцинской оппозиции, а с другой стороны, стремящейся укреплять единство и авторитет Православной Церкви, статьи и реплики,
обвиняющие Алексия в непатриотичности, не раз сменялись его апологией.
Газета "Известия" написала о патриархе: " Каков у патриарха характер? Этот вопрос ставит в тупик даже близких к нему людей.
Конечно, он выглядит довольно закрытым человеком и в силу своего высокого положения, и в силу воспитания. Не дает волю эмоциям на
людях, поскольку почти всегда должен быть официальным. Кроме того, что он духовный пастырь, еще и руководитель, еще и дипломат. В
неофициальном общении выглядит несколько иначе. Обнаруживает тонкое чувство юмора, сентиментальность. Голос никогда не повышает.
Но взгляд иногда бывает таков, что сотрудники его стараются каждую мелочь учесть, чтобы не вызвать недовольства. И все-таки были мы
удивлены, когда спросили патриарха, что он считает недостатком своего характера. "Раздражительность", - ответил он.
- А в чем же она проявляется, если никто этого не замечает?
"Это, видимо, результат моей борьбы со своими недостатками", - объяснил патриарх. (Известия, 25 февраля 2004 )
Статья из газеты "Московские новости", 22-28 мая 2001 г.
В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей
почти 72), знакомые называют ее исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго
мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (тогда - студента
Ленинградской Духовной академии Алексея Михайловича Ридигера).
Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия. Но это не
значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество. Сегодня среди епископата Русской церкви не- мало тех, кто
когда-то овдовел или в силу каких-либо причин развелся. Так, из вдовых протоиереев стали архиереями архиепископ Кемеровский Софроний
(Будько), недавно скончавшиеся архиепископы Тихвинский Мелитон (Соловьев) и Вологодский Михаил (Мудьюгин). Не сложился брак у
архиепископа Тамбовского Евгения (Ждана) и митрополита Курского Ювеналия (Тарасова), последний сам воспитывал двух своих детей. Из
вдовых протоиереев вышел даже один новомученик - митрополит Казанский и местоблюститель Патриаршего престола, недавно
канонизированный Кирилл (Смирнов).
Такая судьба не считается среди православных чем-то предосудительным. Факт супружества зачастую находит свое место в
официальных биографиях русских архиереев. Однако ни в одном официальном тексте о жизни патриарха Алексия нет ни слова о том, что он
тоже был женат. Можно прочесть, что после первого же посещения Валаамского монастыря в 1938 году будущий патриарх уже в возрасте 11
лет мечтал стать монахом.
Супруга патриарха Вера Георгиевна Алексеева (Мянник по второму мужу) родилась в том же 1929 году, что и Алексей Михайлович (он -
23.02, она - 2.12), в семье Георгия Михайловича Алексеева. Тесть патриарха, петербуржец по рождению (20.01.1892), технолог по
образованию, в 1918 году окончил Петроградскую Духовную академию и оказался в эмиграции в Эстонии. В 1931 году он стал священником и
долгое время служил настоятелем Александро-Невского собора в Таллине, где в свое время был прислужником будущий патриарх.
Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был еще студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака
имеется в таллинском архиве, но мы не приводим ее, так как по эстонским законам она может быть обнародована только по решению суда
или по согласию родственников. В тот же день молодых повенчали их отцы - Михаил Ридигер (тоже священник) и Георгий Алексеев. Кстати
говоря, некоторые православные думают, что родители не должны венчать своих детей: якобы плохая примета и брак будет несчастным. Но в
данном случае гораздо интереснее другое: дата венчания. Пасха в 1950 году приходилась на 9 апреля, 11 апреля - это Светлый Вторник, а по
церковным правилам во время всей пасхальной недели не венчают: надо ждать так называемой Антипасхи или Красной Горки (следующее за
Пасхой воскресенье; в 1950 году - 16 апреля).
Что же заставило студента Духовной академии и двух уважаемых священников-отцов нарушить канон? Видимо, Алексей Михайлович
торопился получить священнический сан, который не может быть принят до венчания. Действительно, уже через четыре дня, 15 апреля,
будущий патриарх рукополагается во диакона, а 17 апреля - во священника. К чему такая спешка, почему бы не подождать несколько дней и не
сделать все по правилам? Почивший инспектор Ленинградской Духовной академии Лев Парийский (1892 - 1972) считал, что знает правду. В
архиве Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилось его письмо (проще говоря - донос) "Уполномоченному Совета по
делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по г. Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнареву":
"В Л.Д.А. (Ленинградская Духовная академия. - Прим. авт.) был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания
службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г.
Таллина Г. Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер,
протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на
пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен.
Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во
священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., № 102. Инспектор Академии Л.
Парийский, 27 ноября 1951 г." (ЦГА СПб, ф.9324,оп.2,д.37).
Действительно, до 1950 года студентам духовных учебных заведений предоставлялась отсрочка от армии. В 1950 году ее отменили и не
стали призывать лишь лиц в священном сане. Не забудем, что будущий патриарх Алексей Ридигер родился в буржуазной Эстонии, в
советскую школу не ходил, в стране победившего социализма оказался буквально только что и в этом смысле вряд ли был морально готов
идти служить в Советскую армию.
Что же заставило инспектора Духовной академии написать донос на будущего патриарха и собственного студента да еще и спустя
несколько месяцев после свадьбы? Соответствует ли изложенная версия действительности? Наверняка этого мы никогда не узнаем. Но
документ выдвигает по-человечески вполне понятную версию причин спешки с браком и рукоположением. Стоит добавить, что в известных
нам официальных биографиях Алексия II содержится фраза: "Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца".
Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 году. Причины
развода окутаны тайной. Если брак действительно был заключен под давлением внешних обстоятельств, то ясно, что он и не мог быть
прочным.
Распад молодой семьи послужил причиной серьезного разлада между Алексеевыми и Ридигерами, о чем свидетельствуют воспоминания
очевидцев.
Стоит добавить, что брак не был следствием юношеского порыва, этот выбор был общесемейным делом. Сохранившиеся в архивах
дневниковые записи одного из ныне покойных профессоров Ленинградской Духовной академии свидетельствуют, что Елена Иосифовна, мать
будущего патриарха, считала "лучшей невестой" для своего сына другую девушку - Ирину Пономареву. Пикантность ситуации заключается в
том, что эта самая Ирина в 1951 году стала второй женой инспектора Ленинградской духовной академии протоиерея Алексея Осипова.
Впоследствии Осипов демонстративно порвал с церковью (то были времена "научного" атеизма и "хрущевских гонений") и перешел на
позиции воинствующего атеизма. Он стал самым знаменитым вероотступником советского времени, написал несколько атеистических книг.
О доверительных отношениях между Ириной Пономаревой и Алексеем Михайловичем Ридигером свидетельствуют письма Ирины к друзьям,
где она называет его Лешей даже после того, как тот стал священником. Бывший тесть патриарха протоиерей Георгий Алексеев в 1952 году
овдовел, что предрешило его дальнейшую судьбу. В конце 1955 года Синод назначает его епископом Таллинским и Эстонским. 17 декабря
1955 года он принимает монашество с именем Иоанн, а 25 декабря совершается его епископская хиротония. Все это время с 1950 по 1957 год
иерей Алексей, будущий патриарх, был настоятелем маленького прихода в эстонском городке Йыхви. Однако в 1957 году бывший тесть его
повысил: возвел в чин протоиерея и назначил настоятелем и благочинным в крупный город Тарту. Опасения семейства Ридигеров
относительно возможного плохого отношения со стороны бывших родственников не подтвердились. Однако в августе - сентябре 1961 года
происходит следующее. Бывший тесть епископ Иоанн (Алексеев) получает назначение в Горький, а его место занимает... бывший зять -
будущий патриарх! Эта семейственная преемственность могла бы произвести трогательное впечатление, если бы не одно обстоятельство.
Назначение епископов из вдовых или разведенных священников, как мы уже говорили, - дело обычное. Однако чаще всего кандидаты на
должность епископа принимают монашество уже после решения Синода: непосредственно перед епископской хиротонией. Здесь же это
произошло заранее. 14 августа 1961 года иеромонах Алексий (Ридигер) назначен Синодом епископом Таллинским. Но монашество он принял
еще 3 марта в Троице-Сергиевой лавре. Рукоположение будущего патриарха в епископы прошло в Таллине 3 сентября 1961 года. Службу
возглавлял епископ Никодим (Ротов), который официально считается "основоположником" карьеры Алексия, а в рукоположении участвовал,
как бы по иронии судьбы, и бывший тесть - архиепископ Иоанн. Можно предположить, что на этой службе в Александро-Невском соборе
стояла на своем любимом месте у левого клироса и бывшая супруга Вера. Перевод Иоанна (Алексеева) на Волгу губительно сказался на его
здоровье. В 1963 году, через полтора года после перевода, он заболел, в 1965 году ушел на пенсию и 16 июня 1966 года умер. 21 июня его
погребали в Таллине, и совершал это бывший зять епископ Алексий (Ридигер). Дочь одного и бывшая супруга другого, наверное, опять стояла
где-то рядом... Трудно предположить, что заставило патриарха вычеркнуть из своей официальной биографии эпизод супружеской жизни с
этой женщиной. Чисто по-человечески такой факт не может повредить имиджу ни одного нормального человека. Ни в обществе, ни в церкви.
Константин Анофриев
Использованы материалы сайта "Секретные материалы России" -
http://informacia.ru
Вернуться на главную страницу Алексия II
|