Александр Хэйлский, Гэльский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Александр Хэйлский, Гэльский

1185—1245

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Хэйлский (Гэльский)

Александр Хэйлский (около 1185—1245 гг.), преподаватель Парижского университета. Родившись в крестьянской семье в Хэйлсе в Англии, Александр Хэйлский учился в Парижском университете, став впоследствии одним из самых блестящих его преподавателей. В 1231 году он поступил в монашеский францисканский орден. В его незаконченном произведении «Сумма теологии» впервые полностью изложена философия Аристотеля. Он первый из парижских учителей построил свое преподавание на изучении «Сентенций» Петра Ломбардского. После него остались труды, типичные для преподавателей богословия: вопросы диспутов и темы, подготовленные к обсуждению со студентами, и комментарии к «Четырем книгам сентенций» Петра Ломбардского. Он также работал над комментарием к уставу ордена францисканцев.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 230.


Александр Гэльский (Alexander Halensis, of Hayles) (1185 — 1186, Хейлз Оуэн в Шропшире, Англия — 15 августа 1245, Париж) — христианский теолог, представитель схоластики. Ок. 1200 студент в Париже, к 1210 магистр «свободных искусств», к 1220 архидиакон, бакалавр-сентенциарий, магистр-регент теологического факультета. В 1236 (или 1231) францисканец, основатель первой францисканской кафедры теологии в Парижском университете, «отец и учитель» (Бонавентура). Автор «Глосс» (образцового комментария к «Сентенциям» Петра Ломбардского), сборника «Спорные вопросы», словаря трудных терминов «Экзотикон», проповедей. О «Сумме всеобщей теологии» Роджер Бэкон говорил, что «ее груз больше, чем может вынести один конь, но из уважения [к Александру] она была приписана ему»; ее план, повторяющий структуру «Сентенций», явно восходит к Александру. В учении о трех путях познания через богодухновенное просвещение, толкование Писаний и осмысление тварного мира Александр синтезировал мистику Августина, Ансельма Кентерберийского, Бернарда Клервоского и Сен-Викторской школы, пафос средневекового комментария и аристотелизм, как прямо знакомя со всем аристотелевским корпусом, так и через Авиценну (Ибн Сыну). Его отличает концепция врожденного интуитивного знания, ведущего к первосущему, первоистине, первоблагу и счастью. Как запечатленные понятия (notions impressae) действуют в уме, так семенные смыслы (nations seminales) в природе. В важном для 1-й пол. 13 в. вопросе о сотворении мира Александр отрицал предвечность материи-возможности (possibilitas), но понимал начало онтологически: оно «из ничего» и потому «после» небытия. «Неопровержимый доктор» (doctor irrefragabilis) Александр стал авторитетом для зрелой схоластики, дав ей структуру «суммы» как философского стиля.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 81.


Александр Гэльский (лат. Alexander Halensis, англ. Alexander of Hales), (ок. 1185, Англия — 21.08.1245, Париж) — монах ордена францисканцев, философ, богослов, дипломат. Александр Гэльский, известный как «доктор неопровержимый», изучал в Парижском университете свободные искусства и теологию. Александр Гэльский был не только магистром искусств (1210) и богословия (1220), но также деканом теологического факультета. В своих лекциях он опирался на «Сентенции» Петра Ломбардского, используя их в качестве сборника текстов Св. Писания, пригодного для учебных целей. Позднее Александр Гэльский составил к ним «Глоссы» (Glossa in Quattuor Libros Sententiarum). В течение ряда лет Александр Гэльский исполнял дипломатические функции: с 1226 по 1239 годы выступал посредником в переговорах между английским (Генрихом III) и французским (Людовиком IX) королями. В 1236 году Александр Гэльский вступил в орден францисканцев. Среди обширного наследия мыслителя — две работы «Спорные вопросы» (Questiones disputatae) и трактат «Сумма всей теологии» (Summa universae theologiae), написанный Александром Гэльским вместе с его учениками — занимают особое место. В обоих сочинениях Александр Гэльский попытался привести различные стороны теологической науки к единообразию, создать систематизированный свод католического богословия. Возможно, Александр Гэльский также является автором так называемой Суммы брата Александра (Summa Fratris Alexandri или Summa Halensis).

В своих богословских изысканиях Александр Гэльский опирался как на христианские (Бл. Августин, Ансельм Кентерберийский), так и на античные (Аристотель) традиции. Доказывая бытие Бога, Александр Гэльский непосредственно обращался к суждениям Стагирита о «неподвижном Перводвигателе». Труды Александра Гэльского оказали значительное влияние на развитие западноевропейской схоластики. Под влиянием идей мыслителя находился его ученик — выдающийся францисканский богослов Бонавентура.

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 252-253.

Сочинения: Alexander Halensis. Summa universae theologiae libri I–III. Quaracchi, 1924–1948. Vol. I–IV; Alexander Halensis. Glossa in quattuor libros sententiarum. Quaracchi, 1951–1957. Vol. I–IV; Alexander Halensis. Questiones disputatae «antequam esset frater». Quaracchi, 1960. Vol. I–III.

Литература: Boehner Ph. The System of Metaphysics of Alexander of Hales // Franciscan Studies. 1945. Vol. 5. P. 366–414; Picavet F. Abélard et Alexandre de Hales, créateurs de la méthode scolastique. P., 1896; Stamm H. M. Die Naturrechtslehre bei Alexander von Hales, Bonaventura und Johannes Duns Scotus // Antonianum. 1997. Bd. 72. S. 673–683.


Александр (Alexander) из Гэльса (латинизиров. Alexander Halensis) (ок. 1185, Гэльс, Англия,— 21.8.1245, Париж), средневековый философ и теолог. С 1236 года монах-францисканец, основатель францисканской школы в Парижском университете. Обширная «Сумма теологии», приписываемая Александру, хотя и не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на основе работ Александра и его учеников — Иоанна из Ла-Рошели, Бонавентуры и др. Один из первых комментаторов «Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции средневекового реализма (его главные авторитеты — Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд вопросов, получивших развёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с доказательством бытия бога. В центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. Александр опирался прежде всего на Ансельма Кентерберийского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, например, доказательство из необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В сочинении Александра впервые задана форма схоластического изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса; 2) возражения против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того утверждения, которое является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого утверждения; 5) опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода средневековых схоластических сочинений: «сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi — Florentlae, 1951—54,

Литература: PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414; G i i s o n E.H., History of Christian philosophy In the middle ages, N. Y., 1955.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (правители).

Сочинения:

Summa theologiae I—IV. Coloniae, 1622;

Summa theologiae I—III. Quaracchi, 1924—30;

Glossa in Quattuor libros Sententiarum Petri, 4 vols. Quaracchi, 1951—57;

Quaestiones disputatae «Antequam esset frater», 3 vols. Quaracchi, 1960.

Литература:

Doncet V. Prolegomena in Librum III necnon in libros I et II Summae fratris Alexandri. Quaracchi, 1948;

Gossmann E. Metaphysik und Heilsgeschichte: Eine Theologische Untersuchung der «Summa halensis». Munch., 1964.

Boehner Ph. The System of Metaphysics of Alexander of Hales // Franciscan Studies. 1945. Vol. 5. P. 366–414;

Picavet F. Abélard et Alexandre de Hales, créateurs de la méthode scolastique. P., 1896;

Stamm H. M. Die Naturrechtslehre bei Alexander von Hales, Bonaventura und Johannes Duns Scotus // Antonianum. 1997. Bd. 72. S. 673–683.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС