Акундинов Тимофей |
|
1617-1654 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Тимофей АкундиновАкундинов Тимофей (1617-1654) - авантюрист с мировой известностью. Род. в Вологде в семье стрельца. Служил в молодости у волог. архиепископа Варлаама. Позднее переехал в Москву, служил у дьяка и дипломата Ивана Патрикеева, а когда тот попал в опалу, бежал в 1645 в Литву, назвался Иваном Каразейским, воеводой вологодским и наместником великопермским. Затем перебрался в Турцию, где выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Принял мусульманскую веру. Вынашивал планы завоевания Астрахани и Казани. В поисках поддержки побывал в Италии (Риме и Венеции), Австрии, Молдавии. Пользовался покровительством Б. Хмельницкого. В 1651 уехал в Швецию, в 1652 объявился в Пруссии. Россия активно требовала выдачи самозванца, т. к. разные страны использовали его в диплом. борьбе против Москвы. В конце 1654 был схвачен в Голштинии и передан царским посланцам. После пыток в Москве четвертован. Перепечатывается с сайта http://www.booksite.ru/. Анкудинов (Акиндинов, Юнкиндинов, Акундинов) Тимофей Демидович (1617-1653), авантюрист и самозванец, сын стрельца. Род. в 1617 в Вологде. Обучился грамоте при дворе вологод. архиерея Варлаама и служил писцом в съезжей избе. Женившись на внучке Варлаама, растратил её состояние и бежал в Москву, где служил подъячим в Приказе Новой чети. Наделав и здесь долгов и совершив ряд служебных преступлений, ок. 1643 бежал из Москвы в Литву с подъячим Приказа Казанского дворца К. E. Конюховским. Добравшись до Кракова, представился польск. кор. Владиславу IV Вазе в качестве вологод. воеводы и наместника Великопермского Ивана Каразейского. Однако энергичное представление рус. посланника заставило короля отказаться от услуг самозванца, и тому пришлось срочно покинуть пределы Речи Посполитой. В 1646 ему удалось попасть на приём к молд. господарю Василию Лупу, к-рый переправил его в Стамбул. Там он назвался Иваном, сыном царя Василия Шуйского, однако при дворе султана он не нашёл отклика своей идее, мало того, и там ему пришлось скрываться от агентов рус. пр-ва. И всё же местной тюрьмы ему избежать не удалось. Он несколько раз пытался бежать, но его всякий раз ловили, и лишь после того как он принял ислам, отпустили на все четыре стороны. А. оказался в Сербии и даже принимал участие в поисках компромисса между православными и католиками. Оказавшись в Риме, он переш ёл в католич. веру, нек-рое время разыгрывал из себя ревностного католика и морочил голову папе Иннокентию Х, прося о поддержке его «прав» на моск. престол, взамен обещая ввести унию в России. Получив от Конгрегации задание проповедовать идеи унии, отправился на Украину. В Трансильвании получил поручение от кн. Ракоци Дьёрдя I вести переговоры с левобереж. гетманом Б. М. Хмельницким о воен. союзе против Речи Посполитой. А. так и пристал к Хмельницкому, проживая сначала в Чигирине, а потом в лубенском Мгарском монастыре и пользуясь там покровительством, к-рое казаки всегда оказывали всякого рода бродягам. Тогда же начал прощупывать почву для возвращения на родину. В 1651 Хмельницкий отправил его назад к Ракоци, а тот послал А. в Швецию для заключения воен. союза против Польши. В Стокгольме под именем Ягана Синелъсена А. снискал расположение королевы Христины-Августы, канцлера Оксеншерны и др., принял лютеранство. Моск. пр-во узнало об этом и потребовало от шведов выдачи самозванца, однако королева ни за что не хотела отдавать интересного собеседника. Моск. посланник Головин с помощью рус. купцов схватил было товарища А., Конюховского, но кор. Христина приказала его выпустить. Через несколько недель рус. гонцу, Челищеву, удалось поймать Конюховского в Ревеле и привезти в Москву. Скрываясь от агентов рус. пр-ва, А. жил в Стокгольме, Нарве, Ревеле и др., искал возможности возглавить восстание в Новгороде и Пскове, затем бежал в Кёнигсберг, оттуда в Брабант, где встречался с имп. Леопольдом I. В Виттенберге принял протестантское «аугсбергское исповедание ». В г. Нейштадт (Гольштиния) был опознан сыщиком П. Микляевым и заключ ён под стражу. Выдан рус. пр-ву (1653) грц. Фридрихом в обмен на торг. уступки. По дороге в Москву пытался покончить с собой. Его четвертовали в Москве в кон. 1653. Составил (1646) полит. декларацию в стихах, в к-рой заявлял о своих притязаниях на моск. престол, выступал против Романовых («а все то от Филарета были злых браней дела»), обличал боярство («тяжко от бояр народу и тесно »), призывал читателей не забывать о своём «подлинном государевиче». Автор посланий к дубровницкому кн. Милутину, Конюховскому и др., к-рые стилизовал под «государевы грамоты». По сообщению А. Олеария, написал автобиографию на лат. яз., хранившуюся в Виттенбергском унте. Владел лат., итал., тур. яз. Изучал астрологию. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Литература:Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. V. М. 1961. С. 446-448, 503, 542, 548, 583-587; Судаков Г. В. Были о словах и вещах. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1989. С. 259- 260; Мошин В. Из истории сношений Римской курии России и южных славян в середине XVII в. // Международные связи России до XVII в. М., 1961. С. 491--511; Мошин В. А. Из переписки самозванца Тимошки Акундинова // Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXIV. Л., 1969. С. 308-313, Корзников А. Самозванец Тимошка Акундинов // Волог. коме. 1976. 19 нояб.; Дудоров Ю. Самозванец: Жизнь и необыкновенные приключения Т. Акундинова // Кр. Север. 1974. 18 апр.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |