Аксельрод Любовь Исааковна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аксельрод Любовь Исааковна

1868-1946

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Любовь Исааковна Аксельрод

Аксельрод (псевд. Ортодокс) Любовь Исааковна (1868, м. Дуниловичи Виленского у. Виленской губ. - 5.02.1946) - философ-марксист. С ранних лет участница российского революционного движения; в 1887 г. эмигрировала во Францию; с 1892 г. - в составе группы «Освобождение труда»; в 1900 году окончила философский факультет Бернского университета; сотрудничала в журнале «Заря» (1901-1902) и газете «Искра» (1901-1905). В 1903 году примкнула к меньшевикам - сторонникам Плеханова; в 1917 г. - член ЦК партии меньшевиков и плехановской группы «Единство»; в советское время работала в Институте красной профессуры, Институте научной философии РАНИОН, в Академии художественных наук. Аксельрод - одна из немногих участников российского революционного движения конца XIX - начала XX веков, профессионально занимавшихся преимущественно в сфере философии. В дооктябрьский период ею опубликован ряд работ, направленных главным образом против сторонников неокантианства и эмпириокритицизма внутри социал-демократии, против русского философского идеализма начале XX века, а также популяризирующих диалектический материализм как философию марксизма: «Теория стоимости и диалектический материализм» (1907), «К. Маркс и немецкая классическая философия» (1908) и др. В рецензии на работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (Современный мир. 1909. № 7), полемизировала с ним по ряду философских проблем, в частности, защищала плехановскую точку зрения, согласно которой ощущения и представления человека есть не копии и изображения вещей, а условные знаки, иероглифы, В 20-е годы Аксельрод разделяла некоторые идеи т. наз. «механистического понимания» мира, но в смысле не перенесения законов механики на явления природы, а неприятия принципов сотворенности мира, телеологии и витализма. По основным философским вопросам Аксельрод занимала среди «механистов» особое место, она существенно отличалась от таких лидеров «механицизма», как К.А. Тимирязев и И. И. Скворцов-Степанов. Аксельрод отнюдь не сводила философию к выводам конкретных наук, вслед за Плехановым полагая, что философия есть самостоятельный синтез идей, опирающийся на результаты естествознания и обществоведения. Подобно Плеханову, Аксельрод представляла себе марксистскую философию как систему, философскую теорию, мировоззрение, основными составными частями которого являются диалектический метод, теория мышления, философия природы и философия истории. При этом она понимала диалектический метод как метод познания, субъективную диалектику, диалектическое мышление, отражающее движение объективного мира. В исходных принципах философии, в силу ее приверженности традиции, идущей от Плеханова, у Аксельрод было больше сходства с Дебориным, нежели с философами, входящими в группу «механистов». Но, в отличие от представителей школы Деборина, Аксельрод усматривала задачу философов-марксистов не столько в разработке философской системы, ее общих диалектических принципов и законов, сколько в применении этих принципов к конкретным явлениям, в конкретно-научном познании диалектических законов, проявляющихся в различных областях действительности.

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 13.


Аксельрод (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), русский философ и литературовед. С 1884 года в революционном движении. В 1887—1906 годы в эмиграции, где в 1892 году вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 году окончила Бернский университет. В 1903 года примкнула к меньшевикам. В 1917 году Аксельрод — член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». Вслед за Г. В. Плехановым Аксельрод защищала материалистическое понимание истории, выступала против «экономизма», теории познания неокантианства (сборник «Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма», 1906), эмпириокритицизма (сборник «Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли», 1922). При изложении марксистской философии Аксельрод делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; выступила с критикой книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1921—1923 годы преподавала в Институте красной профессуры, позднее работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР (РАНИОН) и в Государственной академии художественных наук. В 20-х годах входила в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами искусства.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и материалистич. понимание истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев Толстой, [М.], 19282; Идеалистич. диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934.

Литература: Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22; Любовь Исааковна А. К XXV-летию научно-лит. деятельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма. Спб., 1906;

Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли. Пг.; М., 1922;

Карл Маркс как философ. Харьков, 1924;

Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории. Иваново-Вознесенск, 1924. Вып. 1;

В защиту диалектического материализма. Против схоластики. М.; Л., 1928;

Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. М.; Л., 1934.

Литература:

Любовь Исааковна Аксельрод. К XXV-летию научно-литературной деятельности. М., 1926;

Деборин А. М. Ревизионизм под маской ортодоксии // Под знаменем марксизма. 1927. № 9, 12;

Асмус В. Ф. Л. И. Аксельрод и философия // Там же. 1928. № 9-10;

История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.

История философии в СССР. М., 1985. Т. 5, кн. 1.

Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22;

Любовь Исааковна А. К XXV-летию научно-лит. деятельности, М., 1926 (лит.);

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС