Ахмад Махдум Дониш Ахмад Каллэ |
|
1828-1897 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ахмад Махдум Дониш Ахмад КаллэАхмад Махдум Дониш Ахмад Каллэ (1827 или 1828-1897 или 1903), - таджикский просветитель. Родился в малоимущей семье в Бухаре. Учился в медресе. Был образованнейшим человеком в Бухарском эмирате, пользовался большим авторитетом среди таджикской интеллигенции и при дворе бухарского эмира. Участвовал в эмирских посольствах в Петербург (1856, 1868 или 1869, 1870). Пребывание в России дало возможность Ахмаду познакомиться с передовой русской культурой, которая оказала сильное влияние на его взгляды. Ахмад стал последовательным сторонником ориентации на Россию, видя в ней единственную страну, которая сможет помочь народам Бухарского эмирата освободиться от бесправия, разорения, невежества и мракобесия. Сопоставляя Россию и Бухару, восторгался русской промышленностью, городами, образованием. Вокруг Ахмада сложилась группа его последователей - таджикских просветителей (поэты Савдо и Шохин, историк Азим Соми Бустони и др.). Ахмад не поднялся до идеи революционного преобразования и возлагал надежды на просвещенного, гуманного эмира, самовластие которого ограничено совещательными органами. Оставаясь в философских взглядах идеалистом, порвал с мусульманской ортодоксией, склоняясь к учению о вечности и несотворенности мира. Произведения Ахмада проникнуты страстным протестом против эмирского самовластия и произвола, мусульманского мракобесия, любовью к простому народу, призывами к просвещению. Из многочисленных произведений Ахмада до нас дошло в рукописном виде только два: сборник научно-философских публицистических и художественных отрывков «Редкие происшествия» («Наводир-ул-вакое»), написанный в 60-х годах, и «Жизнеописание эмиров священной Бухары» («Рисолаи тарджумаи ахволи амирони Бухорои тариф»), содержащее уничтожающую критику порядков в эмирате и долгое время распространявшееся тайно. Произведения Ахмада являются важными источниками по истории Бухары конца 19 века. А. Г. Подольский. Москва. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Литература:Брагинский И. С., Очерки из истории таджикской литературы, Сталинабад, 1956; Улугзода С., Ахмади Дониш, Сталинабад. 1946; Бертельс Е. Э., Рукописи произв. Ахмада Каллэ, в сб.: Труды Таджикской базы АН СССР, т. 3, М.-Л., 1936.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |