Афанасий Александрийский |
|
295-373 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Афанасий АлександрийскийАфанасий Александрийский (etanasios) (ок. 295 - 2.V.373) - церковный деятель, с 328 года - епископ Александрии. Главный идейный и практический противник арианства и защитник символа веры, принятого на Никейском соборе 325 года. Способствовал сближению клира с монашеством, выработке церковного аскетического идеала. Сочинения:Vita S. Antonii, в кн.: Р. G., accur. J. P. Migne, t. 26, P., 1857. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Афанасий Александрийский (Великий) — святитель, церковный деятель и богослов, архиепископ Александрии с 328 г. Родился около 295 г. в Александрии, умер 2 мая 373 г. там же. Рано лишился родителей и был взят на воспитание в дом александрийского архиепископа Александра. Получил хорошее светское и богословское образование, служил секретарем у александрийского архиепископа, водил близкое знакомство с основоположником монашества — преп. Антонием Великим. Еще в молодости Афанасий был рукоположен во диакона, а затем стал архидиаконом. Получил широкую известность как активный противник арианства, в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущности» Бога Отца и Бога Сына, догматизированное на двух первых Вселенских соборах в 325 г. и в 381 г. В работе Первого Вселенского собора, проходившего в г. Никея, Афанасий принимал личное участие в качестве помощника Александра Александрийского, активно дискутировал с арианами по догматическим вопросам. Вскоре после возвращения из Никеи архиепископ Александр умер, и его преемником на александрийской кафедре по единодушному выбору архиереев и мирян стал Афанасий. Опираясь на монашество, он отстаивал независимость Александрийской Церкви, за что в 335-365 гг. пять раз низлагался и ссылался императорами. Афанасий Александрийский — автор «Жития Антония», первого в христианской литературе, послужившего образцом для средневековой агиографии. В качестве идеала религиозной жизни прославлял аскетизм. Его перу принадлежит, кроме того, ряд богословских творений, обличения язычников и ариан. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 138-139.
Афанасий Александрийский, Афанасий Великий (…) (293, Александрия — 373, там же) — отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе. В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356—362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор. Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат «обожения» (мапоазийская традиция), образующий ядро сотериологии. В апологетических сочинениях «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога-Слова» (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение «Три слова против ариан» защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (единосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах «К Серапиону» содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия — ценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит «Житие святого Антония» (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии. А. В. Михайловский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 204.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:MPG, т. 25—28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1-4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902—03 (репринт: М., 1994). Литература:Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904; Weigl Е. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914; Hauret Ch. Comment le «Defenseurde Nicee» a-t-il compris le dogme de Nic6e? Bruges, 1936.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |