Адлер Макс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Адлер Макс

1873-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Адлер Макс

Адлер Макс (1873-1937). Деятель австрийской социал-демократии, философ и социолог, теоретик австромарксизма. В своей книге "Marxistische Probleme" обвиняет материализм в метафизичности и "исправляет" Маркса идеалистической теорией познания Иммануила Канта. Издавал совместно с Гильфердингом "Marx-Studien", был в течение некоторого времени редактором "Wiener Arbeiter Zeitung", органа австрийской социал-демократической партии.

+ + +

Адлер    (Adler)   Макс   (15.1.1873,   Вена,— 28.6.1937 там же), австрийский философ и социолог, теоретик австромарксизма, деятель социал-демократической партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объективную  реальность.   Отрицал   разделение  философии  на два основных философских направления — материализм и идеализм. Толковал производственные отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество общественного бытия и сознания.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус. пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.— М., 1924; Энгельс как мыслитель, Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933; H ei n t el P., System und Ideologie, Vf.— Münch., 1967.

Адлер, Макс (нем. Adler, Max) (05.01.1873, Вена — 28.06.1937, Вена) — австрийский социал-демократический политик, один из теоретиков австромарксизма. Окончил юридический факультетет Венского университета, в 1896 году получил степень доктора права. В 1919–1920 годы — один из наставников шенбруннской школы педагогов, в 1920 году — профессор социологии и социальной философии Венского университета. 1919–1921 годы — депутат парламента Нижней Австрии, 1920–1923 годы — Венского муниципалитета. В 1904–1925 годы совместно с Р. Гильфердингом организовал издание серии работ «Marx-Studien». С середины 20-х годов занимался преимущественно научной работой. В своих трудах пытался объединить марксизм с неокантианством. Ввел в научный оборот понятие «социальное априори», которым характеризовал общественный характер мышления индивида.

И. А. Кукушкина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 159-160.

Адлер (Adler) Макс (15 января 1873, Вена - 28 июня 1937, Вена) — австрийский философ, теоретик австромарксизма. Изучал право в Венском университете, совместно с Р. Гильфердингом основал издание работ «Marx Studien», профессор Венского университета, примыкал к левому крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера, а также большевизма. Адлер считал себя марксистом, хотя его философские взгляды были близки неокантианству. Исторический материализм в его представлении предполагает отказ от спиритуализма гегелевской философии. В работе «Маркс как мыслитель» (Marx als Denker. W., 1921; рус. пер.: Л.-М., 1924) он оценивал понимание истории у К. Маркса как возвращение к эмпирическому познанию социального мира. Классическую немецкую философию Адлер трактовал как «философию социализма», а философию И. Канта — как начало формирования «общественного сознания». При этом общественное сознание не является производным от бытия, оно способно к саморазвитию. Особенность концепции Адлера состоит в попытке объединить кантианство и марксизм. Это объединение предполагало не только восполнение марксизма этикой Канта, но и логико-методологическое обоснование марксистской социологии его критицизмом. По мнению Адлера, политические идеи Канта — гражданское общество, союз народов, вечный мир — созвучны идеалам социализма. Адлер ввел в научный оборот понятие «социальное априори», которым хотел подчеркнуть общественно-бытийственный характер мышления индивида. В работе «Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung» (Bd. 1-2. В., 1921; рус. пер.: Марксизм как пролетарское мировоззрение. П., 1923) Адлер рассматривал социальное как особую форму восприятия, а производственные отношения как явление духовной жизни, пытался ввести в марксизм кантовское соотношение необходимости и долженствования.

M. А. Хевеши

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 56-57.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Маркс как мыслитель. М.-Л., 1924;

Kausalitat und Theologie in der Wissenschaft. W., 1904;

Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik? W., 1925;

Soziologie des Marxismus. W., 1964;

Studien zur Geistesgeschichte des Sozialismus, 6 Aufg. B.-Bonn-Bad Godesberg, 1974.

Die Staatsauffassung des Marxismus. Wien, 1922;

Neue Mens-chen. Gedanken über sozialistische Erziehung. Wien, 1924;

Politische und soziale Demokratie. B., 1926;

Lehrbuch der materialistischen Geschich-tsauffassung. 2 Bde. B., 1930–1931. В русский пер. — Марксизм как пролетарское учение о жизни. Пг, 1923.

Литература:

Pfabigan A. Max Adler. Eine politische Biografie. Fr.-M., 1982.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС