Адлер Альфред
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Адлер Альфред

1870–1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Альфред Адлер

Адлер (Adler) Альфред (1870-1937) австрийский врач и психолог, основатель Индивидуальной психологии. В сферу интересов Адлера входила так же педагогическая психология, здоровье и медицинская психология, психология личности и социальная психология, психоанализ, психотерапия, преподавание психологии. Окончив Венский ун-т (д-р медицины, 1985), начал карьеру практикующим врачом в Вене. После опубликования первых статей по проблемам социальной медицины был приглашен в 1902 г. 3. Фрейдом в его психоаналитический кружок, впоследствии Венское психоаналитическое общество. Активно участвовал в его работе, в 1910—1911 гг. был президентом этого общества. В 1911 г. порвал с 3. Фрейдом и основал собственную школу. Работы Адлера этого периода посвящены в основном проблемам неврозов, в частности изучению влияния органических дефектов на развитие личности. Опираясь на патологический материал, создает свое широко известное учение о компенсации. Универсальным источником развития личности выступает, по Адлеру, первичное чувство неполноценности, переживаемое человеком. Это переживание порождает стремление человека к самоутверждению, к позитивному развитию, которое Адлер обозначает заимствованным у Ницше термином — стремление к власти (силе, могуществу). Под влиянием этого стремления неполноценность компенсируется или даже сверх компенсируется. Уже в это время между Адлером и Фрейдом обнаруживаются непреодолимые методологические разногласия. Адлер подчеркивал целостность, единство личности, ее внутреннюю непротиворечивость, критикуя учение Фрейда о личности, разделенной на конфликтующие между собой сферы. Воплощением принципов целостности и целенаправленности психики в концепции Адлера стало понятие жизненного стиля личности — интегрального образования, определяющего единую направленность и индивидуальную неповторимость всех проявлений человека. После Первой мировой войны учение Адлера приобрело большую популярность. Во многих странах возникают общества Индивидуальной психологии, начинает издаваться «Международный журнал Индивидуальной психологии», созываются Международные конгрессы по Индивидуальной психологии. Сам Адлер постоянно выступал с сериями публичных лекций, в том числе за границей; основывал медико-педагогическую консультативную службу в Вене и в других городах. В 1920-е гг. Адлер во многом пересматривает свои теоретические воззрения, преодолевая содержавшуюся в его ранних работах идею отчужденности индивида от мира и личности от общества. Результатом этого пересмотра становится его «наука жить», изложенная в книгах 1930-х гг.: «Наука жить», «Смысл жизни» и др. Понятие смысла, в частности смысла жизни, занимает важное место в поздних работах Адлера. Критерий истинности смысла жизни — возможность его принятия другими людьми. «Наука жить» позволяет говорить об Адлере как о предтече гуманистической психологии. Открытый гуманистический пафос Индивидуальной психологии стал причиной запрета ее нацистским правительством Австрии в 1934 г. В том же году Адлер эмигрировал в США, где прожил оставшиеся годы. Смерть Адлера и фашистское господство в Европе вызвали период длительного упадка Индивидуальной психологии, однако последнее время ее популярность вновь возрастает. К основным трудам Адлера относятся: «Uber Minderwertigkeit von Organen», Wien, 1907; «Uber den nervoesen Charakter», Wiesbaden, 1912; «Menschenkenntnis», Leipzig, 1927; «The science of living», N.Y., 1929; «What life should mean to you», Boston, 1931; «Der Sinn des Lebens», Wien-Lpz., 1933; «The individual psychology of Alfred Adler», N.Y., 1956; «Superiority and social interest», Evanston, 1964. На рус. яз. переведены книги А.: «Практика и теория индивидуальной психологии», М., 1995; «Понять природу человека», СПб., 1997; «Наука жить», Киев, 1997; «О нервическом характере», СПб., 1997; «Очерки по индивидуальной психологии», М., 2002.

Д.А. Леонтьев

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005, с.11-12.


Вернуться на главную страницу Альфреда Адлера

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС