Алесь Адамович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Алесь Адамович

1927-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алесь Адамович

Адамович Алесь (Александр Михайлович) (1927/ 1994) — белорусский писатель, публицист, литературовед. Основной мотив творчества — осмысление античеловечности войны. Его перу принадлежат дилогия «Партизаны», повести «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни», «Каратели», «Последняя пастораль» и «Блокадная книга» (последняя написана совместно с Д.А. Граниным).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 8.


Белорусский прозаик

Адамович Алесь, настоящее имя - Александр Михайлович (р. 1927), белорусский прозаик, публицист.

Родился 3 сентября в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья жила на Бобруйщине, где ее застала Отечественная война. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.

В 1944 уехал на Алтай, где жила его тетя, поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум, поселился в студенческом общежитии (мать и брат остались в партизанском отряде, отец - на фронте).

После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы им. Я. Купалы, защитил докторскую диссертацию.

В 1962 - 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова. Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы. Член-корр. АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом "Война под крышами" (1960). Его перу принадлежат повести "Сыновья уходят в бой" (1965), "Хатынская повесть"(1968 - 72), "Я из огненной деревни" (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), "Каратели" (1980), "Блокадная книга" (1977 - 81, совместно с Д. Граниным).

Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель. Живет и работает в Минске.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Советский, белорусский писатель

Адамович, Александр Михайлович (03.09.1927, д. Конюхи Слуцкого р-на Минской обл. — 26.01.1994, Москва) — советский, белорусский писатель. Родился в семье врачей. Участник партизанского движения во время ВОВ. Окончил филологический факультет БГУ (1950), аспирантуру (1953), Высшие сценарные курсы (1964). Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Докт. филолог. наук (1962), проф. (1971), член-корр. АН Белоруссии (1980). В 1954–1962 и 1967–1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы (с 1976 — зав. сектором). В 1962–1966 преподавал в МГУ. Был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо против писателей-диссидентов А. Синявского и Ю. Даниэля. Член СП СССР с 1957, в 1986–1991 — член правления, в августе 1991 — секретарь правления, в сентябре 1991–1992 — сопредседатель правления. Член Союза журналистов с 1967, Союза кинематографистов с 1977. Лауреат литературной премии Министерства обороны СССР, лауреат государственной премии БССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени и «Знак почета». Автор произведений: «Партизаны» (1960–1963), «Хатынская повесть» (1971), «Каратели» (1980), «Последняя пастораль великого драматурга» (1987), «Белорусский роман» и др. В соавторстве с Д. Граниным — «Блокадная книга» (1977–1981). Автор сценариев к фильмам «Война под крышами» (1967), «Сыновья уходят в бой» (1969), «Иди и смотри» (совместно с Э. Климовым) (1985). Автор исследований «Становление жанра. Белорусский роман» (1960), «Масштабность прозы» (1972), «Горизонты белорусской прозы» (1974) и др. В начале 80-х на официальных мероприятиях выступал с пацифистских позиций. С 1987 — директор Всесоюзного института киноискусства, зам. председателя комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. Входил в редколлегии журнала «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редсовет альманаха «Детектив и политика». С 1989 — сопредседатель общественного совета общества «Мемориал». Народный депутат СССР от союза кинематографистов (1989–1991). Входил в Межрегиональную депутатскую группу. Член бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), Координационного совета движения «Апрель» (с 1990). В 1989–1992 — Сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».

А. В. Шубин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 147-148.

Литература:

Адамович А. «Додумывать до конца. Литература и тревоги века». М., «Советский писатель», 1988; Адамович А. «Отвоевались!». Статьи, выступления. М., «Молодая гвардия», 1990; Адамович А. Избранные произведения. В 2 тт. Минск, 1977; Адамович А. «Vixi (Я прожил)» Повести, воспоминания, размышления. М., «Материк», 1994; Адамович А. Собрание сочинений в 4 тт. Минск, 1981–1983; Адамович А. Мы — шестидесятники. М., 1991; Адамович А. «Прожито». Автобиографические рассказы, повесть. М.: Слово, 2001.


Писатель XX века

Адамович Алесь (настоящее имя Александр Михайлович) [3.9.1927, д.Конюхи Копыльского р-на Минской обл.— 26.1.1994, Москва; похоронен в пос. Глуша Бобруйского р-на Могилевской обл.] — прозаик, кинодраматург, публицист.

Родился в семье врачей. Семья переезжает в пос.Глуша, где ее и настигает Великая Отечественная война. Отец уходит на фронт, а мать, работая в аптеке, устанавливает связь с партизанами; в 1943 вместе с двумя сыновьями уходит в лес к партизанам. 15-летний подросток наравне со взрослыми ходит на задания, участвует в боевых операциях. В конце 1943 отряд, в котором находился Адамович, под рекой Березиной участвует в тяжелом бою с фронтовым немецким соединением, немногим, среди которых был и Адамовичу, удалось остаться в живых.

До лета 1945 Адамович живет на Алтае у родственников. Там он работает и 1 год учится в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Вернувшись в Белоруссию, Адамович поступает на филологический факультет Белорусского государственного университета. С отличием закончив учебу, поступает в аспирантуру (1950-53). Некоторое время работает преподавателем, защищает кандидатскую дис.

В 1962 Адамович также успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук.

В 1970-е Адамович работает в Институте литературы им. Янки Купалы Академии наук БССР заведующим сектором литературных взаимосвязей, ему присваиваются ученые звания профессора и члена-корреспондента АН БССР. Уже в аспирантуре он пишет фрагменты своей будущей партизанской дилогии, но публиковаться еще не решается. Говоря о главном «толчке», который сделал его литератором, Адамович писал: «Для одних это была революция, Гражданская война... Для меня и многих моих одногодков — Отечественная война и Двадцатый съезд. Два толчка — два "эпицентра"» (СС. Т.1. С.619).

Впервые в печати Адамович выступил в 1953 как критик со статьями о современной белорусской прозе, которые позднее составили сборнике. «Литература, мы и время» (1979). Литературоведческие книги Адамовича «Путь к мастерству. Становление художественного стиля К.Чорного» (1958), «Культура творчества» (1959) и «Белорусский роман» (1960) написаны на обширном материале белорусской литературы.

В конце 1950-х критические и литературоведческие публикации Адамовича сменяются публикациями прозаическими: дилогия «Партизаны» — романы «Война под крышами» (1960) и «Сыновья уходят в бой» (1963). Прототипом главной героини дилогии Анны Михайловны, по признанию самого писателя, была его мать, которую он по-настоящему узнал только во время войны. Идейный пафос дилогии — преодоление литературно приукрашенного, сглаженного облика партизанской действительности. Писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было», становится главным девизом всего последующего творчества Адамовича.

В повестях Адамовича «Асия» (журнальный вариант — «Виктория», 1965) и «Последний отпуск» (1967) исследуется нравственная и духовная основа любовного чувства. Обильно насыщенные философскими рассуждениями, эти книги были направлены против равнодушия и бездуховности.

Очередным произведением о партизанской борьбе стала «Хатынская повесть» (1972). Здесь речь идет не столько о страшной трагедии сожженной белорусской деревни Хатынь, сколько о подобной участи многочисленных других деревень Белоруссии. События войны показаны в повести как воспоминания бывших партизан отряда Косача, собравшихся вместе, чтобы поговорить о своей боевой молодости. Ослепший после контузии партизан Флориан Гайшун (Флёра) с обостренной болью и особенной ясностью воспринимает военное прошлое. Повесть органично вобрала в себя и сюжет любовного «треугольника», и философские размышления, и обостренное индивидуальное видение конкретных жизненных фактов. После «Хатынской повести» Адамович писал: «Есть, оказывается, правда, необходимая, большая, которую литература, однако, не в силах не только выразить вполне, но и просто вобрать, удержать» (Литературное обозрение. 1975. №4). Возникает замысел написать книгу документальных свидетельств о преступлениях немцев на белорусской земле. Совместно с Я.Брылем и В.Колесником Адамович пишет документальную трагедию «Я из огненной деревни...» (1975). В книге были использованы подлинные рассказы более 300 непосредственных свидетелей хатынских трагедий, людей, «вышедших из огня, из-под земли». Книга обжигала своей чудовищной достоверностью и вселяла ужас перед открывшейся бездной фашистской жестокости. Другим таким же опытом Адамовича явилась опубликованная в 1979 совместно с Д.Граниным «Блокадная книга»; позднее Д.Гранин опубликовал задержанную ранее цензурой «Запретную главу» (Знамя. 1988. №2). Авторы стремились зафиксировать пережитое жителями блокадного Ленинграда, их имена и адреса, понять их мироощущение, осознать истоки их стойкости и героизма. Свободный авторский диалог с живыми свидетелями дал возможность осознать бесконечное разнообразие пусть и трагической, но живой плоти непереводимого на язык логики и разума бытия — тихий хаос смерти и судорожное, героическое усилие жизни.

В конце 1970-х возникает замысел очередной повести Адамовича — «Каратели...» (полное название «Каратели. Радость ножа, или Жизнеописания гипербореев», 1980) и ее дополнительной главы «Дублер: Сны с открытыми глазами» (1988). Это произведение как по своему замыслу, так и по жанру занимает особое место во всей советской прозе на тему Великой Отечественной войны. Пожалуй, впервые логика, философия и психология изуверов были показаны с такой аналитической глубиной и бесстрашием. В русле гуманистической традиции Л.Толстого и Достоевского в повествовании разворачивается «фантастический реализм» «сверхчеловеков»: фантазия «Высших» и «Низших», «книжные мечты» эгоцентричной философии Ницше, воплощенные в кровавую практику фашистского геноцида, процесс «расчеловечивания» и предельного «помутнения» раздраженного сердца немецких приспешников, втянутых в машину гитлеровского «орднунга». Писатель стремится разоблачить фашистское мифотворчество, зомбирующее сознание масс. Повесть «Каратели...» первоначально задумывалась как «сны двух тиранов», но из-за цензурных запретов глава «Дублер...», посвященная второму тирану — Сталину и написанная еще в 1979, смогла увидеть свет лишь через 9 лет (Дружба народов. 1988. №11). Писатель считал эту главу своего произведения основной, посвятив ее психологической загадке феномена Сталина. Перед нами проходят «сны с открытыми глазами» уставшего, подозрительного, страдающего манией преследования и окруженного страхом диктатора. Повесть убедительно показала, что, не переводя «документ» в разряд беллетристики, разножанровый материал произведения можно удачно сочетать в едином полифоническом целом. Адамович призывал литературу, общественное сознание очиститься от «тромбов» полуправды, умолчаний, иллюзий, высветить до последних глубин суровую реальность подлинного факта.

Адамович активно участвует в экранизации таких своих произведений, как «Сыновья уходят в бой» (1969), «Я из огненной деревни...» (документальный цикл: «Женщина из убитой деревни», «Горсть песка», «Немой крик», «Суд памяти», «Последнее слово», 1975-78), совместно с Э.Климовым по «Хатынской повести» ставит фильм «Иди и смотри» (1985). Поясняя сценарий этого фильма, Адамович писал: «Убить самое убийство, и не одно лишь атомное, но и всякое иное, только так можно навсегда убить Гитлера» (СС. Т.4. С.545).

В 1970-е Адамович продолжает работать в жанре критики и литературоведения. Выходит ряд его книг: «Масштабность прозы» (1972), «Горизонты белорусской прозы» (1974), «Издали и вблизи» (1976). В них особую значимость приобретают проблемы связи белорусской литературы с другими славянскими литераторами (творчество К.Чорного, М.Горецкого, И.Мележа, В.Быкова и др.). В этот период Адамович пишет статьи «По праву любви» (1980), «Достоевский после Достоевского» (1981), «Ничего важнее» (1982) и др.

Чернобыльские события лета 1986 вызвали активную публицистическую деятельность писателя. Адамович добивается личной встречи с главой государства, сообщает ему замалчиваемую властями правду о происходящих событиях. Проблема ядерного апокалипсиса находит свое отражение в произведении Адамовича «Последняя пастораль» (Новый мир. 1987. № 3).

В 1987 Адамович переезжает из Минска в Москву и становится там директором НИИ киноискусства. В мае-июне 1989 Адамович в качестве депутата принимает деятельное участие в работе I Съезда народных депутатов СССР. Митинги и съезды, в которых участвовал Адамович в эти дни, не помешали ему в конце 1991 закончить работу над повестью «Венера, или Как я был крепостником» (Неман. 1992. №7).

В последние 2 года писатель серьезно болел. Из общественного деятеля он превращается в летописца и мемуариста. Свою итоговую разножанровую исповедально-документальную книгу «Vixi» («Прожито», 1993-94), над которой Адамович работал до самых последних дней, закончить не успел. В опубликованной 1 -й и незаконченной 2-й части книги писатель вновь возвращается к толстовской теме «войны и мира», жизни и смерти, к политическим, философским, к психологическо-физиологическим рефлексиям, связанным с его молодостью, с чистой и сентиментально-грустной историей его юношеской послевоенной любви. Смысл своей завершающей книги писатель видел в том, чтобы «взглянуть на многое (и на самого автора романов) из такого будущего, где уже виден край жизни» (Дружба народов. 1993. №10. С.49). «Алесь Адамович,— говорилось в «Литературной газете» после смерти писателя,— отдал все силы борьбе против тоталитаризма, за демократическое обновление народной жизни». Его общественный и литературный труд был назван «подвижническим, а жизнь — подвигом» (Литературная газета 1994. №5. С.З).

В.С.Фёдоров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 18-20.


Далее читайте:

Спецсообщение секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР «О ходе подготовки к I Всесоюзному съезду Союза советских писателей». 12.08.1934 (см. краткую характеристику Алеся Адамовича).

Письмо сорока двух, Известия. 1993. 5 октября.

Сочинения:

Избранные произведения: в 4т. Минск, 1995;

Избранные произведения: в 2т. Минск, 1977;

«Мут» по-немецки — «мужество»: рассказ // Аврора. 1985. №11;

Отвоевались!: сб. статей и выступлений. М., 1990;

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга: Главы, которых в книге не было // Звезда. 1992. № 5, 6;

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. СПб., 1994; Vixi (Прожито): Законченные главы незавершенной книги // Дружба народов. 1993. №10;

Сидели мы на крыше... (Vixi-2) // Дружба народов. 1995. №1;

Единственная моя жизнь... (Vixi-2) // Дружба народов. 1996. №3;

Делать дело — всю жизнь и постоянно...: Из записных книжек разных лет / публ. В.С.Адамович, Н.А.Шувагинэй-Адамович // Вопросы литературы. 1999. №5;

Из «Зеленой тетради». 1987 год // Вопросы литературы. 2001. №4.

Литература:

Конецкий В. У каждого был свой спаситель // Дружба народов. 1980. №5;

Шубин Л. Боль и память // Литературное обозрение. 1982. №12;

Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Терновский А.В. Книги о войне и мире // литература в школе. 1985. №2;

Лисовский И. Дыхание зверя // Литературное обозрение. 1939. №7;

Гранин Д. Послесловие к недописанной части исговеди А.Адамовича «Сидели мы на крыше...» // Дружба народов. 1995. №1;

Гранин Д. Друг мой Алесь. Из воспоминаний об А.Адамовиче // Вопросы литературы 1995. Вып.1;

Лазарев Л. Без страха и упрека: Вспоминая и перечитывая А.Адамовича // Знамя. 1995. №6:

Давыдов Ю.В. Нежность // Дружба народов. 1996. №3;

Перуанская В. Вспоминая Алеся Адамовича, и не только его... // Вопросы литературы. 1997. №6.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС