Ермолай-Ерамз
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Е >

ссылка на XPOHOC

Ермолай-Ерамз

XVI век

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ермолай-Ерамз

Ермолай-Ерамз (Ермолай Прегрешный, Иеразм) - писатель, богослов. В 40-е годы XVI века служил священником в Пскове. В начале 50-х годов переехал в Москву, где служил в соборе Спаса-на-Бору. Позднее состоял в свите митрополита Макария. По его поручению написал жития муромско-рязанских святых, в которых отчетливо проявился светский характер. За это, а также за самостоятельность своих суждений подвергался опалам. В начале 60-х годов постригся в монахи под именем Еразма и начал изучать теорию церкви. Выступал с предложениями государственных реформ (в сфере совершенствования податной системы, военной службы, экономики и др.), особенно настаивая на свободе беспошлинной торговли. Призывал царя учитывать интересы различных слоев населения страны (в частности, в трактате "Благоходящим царям правительница" и др.). Автор многих церковно-ортодоксальных трудов ("Книга о Троице", "Зрячая пасхалия" и др).

+ + +

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) (16 в.) - русский писатель-публицист. В 40-е гг. жил в Пскове, в 50-е — в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи. Вместе с митрополитом Макарием участвовал в создании жизнеописаний русских святых. По своим взглядам близок иосифлянам, был твердым и убежденным сторонником официального православия и сильной царской власти. В популярной в 16 в. «Книге о Троице» касался различных вопросов церковной догматики, отстаивал принцип троичности Божества в полемике с антитринитариями. В трактате «Благохотящим царем правительница» предлагал проект социальных реформ, которые смогли бы разрешить многие социальные проблемы, в т. ч. улучшить положение крестьян.

Издания: Клибанов А. И. Сб. соч. Ермолая-Еразма. — В кн. «Труды Отдела древнерусской литературы». М.— Л., 1960, т. 16, с. 178—207.

Е. И. Бутузкина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 22.

Ермолай-Еразм (светское имя - Ермолай, в монашестве - Еразм) (родился не позже 10-х годов - умер не ранее 1-й половины 60-х годов 16 века) - русский мыслитель и публицист. В конце 40-х годов 16 века - священник в Пскове, позже - протопоп дворцового собора Спас на Бору в Москве. В Пскове Ермолай-Еразм написал свои первые литературные произведения – «Зрячая Пасхалия», «Послание Кир-Софронию»; возможно, он - автор «Повести о Петре и Февронии». Расцвет публицистической деятельности Ермолая-Еразма относится к концу 40-х - 50-м годам 16 века, когда он написал «Поучение в своей душе», «Слово и рассуждение о любви и правде», «Слово к верным» и другие. Ермолай-Еразм разделял иосифлянскую теорию сильной воинствующей церкви (см. Иосифляне), резко выступал против ересей. В этих сочинениях он развивал антибоярские мотивы, обличал стяжание и корыстолюбие светских вельмож. Возмущение Ермолая-Еразма актами общественной и личной несправедливости сопровождается проповедью непротивления злу и ненасилия. В 1549 году появился его трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». В нем Ермолай-Еразм предлагал: 1) объединить многочисленные крестьянские повинности в единый натуральный оброк в размере 1/5 продуктов земледельческого или промыслового труда крестьян; 2) провести землемерную реформу (укрупнение землемерной единицы - замена четверти квадратной верстой) при отсутствии собственной барской запашки; переселить помещиков в города, чтобы их быстрее можно было мобилизовать в случае необходимости; 3) дворянам за службу давать только землю без дополнительного денежного вознаграждения, причем величина высшего надела не должна превышать низший более чем в 8 раз; 4) удовлетворять потребности служилых людей и государственной казны в деньгах исключительно путем реализации на городских рынках избыточных продуктов; 5) пополнять царскую казну за счет отчуждения 1/5 доли продуктов, получаемых крестьянами на землях, отводимых специально для казны. Основная идея проекта Ермолая-Еразма - примирить противоречивые интересы царя, служилых людей, торговцев, крестьян при сохранении отношений феодальной зависимости. Суждения Ермолая-Еразма о значении труда «ратаев» для общества и осуждение эксплуататоров-феодалов были глубоко прогрессивны, но его позитивная программа представляла собой патриархальную антиисторическую утопию. В 1-й половине 50-х годов 16 века он выступил с краткими посланиями Ивану IV («Главы о увещании утешительном царем...»). В «Главах» 1553-1556 годов он выступил с осуждением политики Ивана IV в той мере, в какой ослабевал ее созвучный убеждениям Ермолая-Еразма дух компромисса. Одна из «утешительных глав» обращена к «В скорбех боляром и всем вельможам от сану избывших». Это предопределило его опалу.

В последний период жизни Ермолай-Еразм отошел от социально-экономических и политических проблем и обратился к теологии и теологизированной философии, выступал против еретических учений, написав так называемую «Большую и малую трилогии», ряд кондаков и тропарей христианским святым. В этих сочинениях Ермолай-Еразм пытался дать целостное теоретическое обоснование православно-ортодоксального мировоззрения. В монастыре Ермолай-Еразм заново переписал свои сочинения, расположив их в таком порядке, который последовательно ведет от его общих взглядов в теолого-философских трактатах к его социальным взглядам и от них к его политическим и экономическим взглядам, изложенным в «Правительнице». Ермолай-Еразм сознавал общественное значение своих сочинений, называя их «огненным оружием», предназначенным «пожигать смыслы» ненавистных ему бояр.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Литература: Ржига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, ЛЗАК, т. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958 (библ.); Колесникова Т. A., Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Клибанов А. И., Сб. соч. Ермолая-Еразма, там же, т. 16, М.-Л., 1960; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник рус. обществ. мысли, ИЗ, т. 65, М., 1959; его же, "Самобытийная ересь", ВИРА, т. 4, М., 1956.


Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), писатель, публицист, православный мыслитель. Литературное творчество его относится к 40—60-м XVI в. Биографические сведения о нем скудны и устанавливаются, гл. обр., на основании его собственных сочинений. В 40-е Ермолай-Еразм жил в Пскове, в к. 40-х — н. 50-х он оказался в Москве. Как полагают ученые, именно он упоминается в Никоновской летописи под 1555 среди лиц, участвовавших вместе с митр. Макарием при поставлении Гурия епископом казанским — «прототип Спасской з дворца Ермалай». В 60-х он постригся в монахи под именем Еразма.

Переезд Ермолая в Москву и получение им должности протопопа дворцового собора надо, скорее всего, связывать с привлечением к нему внимания как образованному писателю. В это время как раз под руководством митр. Макария особенно интенсивно работал большой круг церковных писателей по созданию житий русских святых (см.: Жития святых). Макарий, по всей видимости, привлек к этой работе и Ермолая-Еразма. По поручению митрополита им было написано по крайней мере 3 произведения. Ермолай в своем «Молении к царю» сообщает о том, что «благословением превеликаго всея России архиерея Макария митрополита составих три вещи от древних драги». Существуют разные мнения, о каких именно 3 произведениях говорит здесь Ермолай-Еразм. Упоминание, что в них говорится об историческом прошлом («от древних»), позволяет из числа произведений Ермолая-Еразма выбрать «Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о епископе Василии». Тематика их действительно связана с историческим прошлым Руси. Кроме того, они удовлетворяют и второму признаку, названному Ермолаем-Еразмом: появление рассказов с муромской тематикой обусловлено было писательской деятельностью в связи с Собором 1547, на котором были канонизированы муромские святые, поэтому и можно думать, что написаны они были по поручению митр. Макария. «Повесть о Петре и Февронии» была написана как жизнеописание муромских святых, а сюжет «Повести о епископе Василии» был использован в «Житии муромского князя Константина и его сыновей». Вопрос о третьем произведении остается спорным.

Время работы над этими произведениями было для Ермолая-Еразма наиболее благоприятным и для его творчества и в его церковной карьере, но оно оказалось очень непродолжительным. Уже в упомянутом выше «Молении», которое исследователи датируют к. 40-х — н. 50-х, Ермолай-Еразм жалуется на притеснения и враждебное отношение к себе со стороны царских вельмож. Видимо, скоро и Макарий охладел к писательскому таланту Ермолая-Еразма — его явно не удовлетворили произведения на муромскую тему. Он не захотел включать «Повесть о Петре и Февронии» в составляющиеся в это время «Великие Четьи Минеи», а текст «Повести о епископе Василии» был значительно переработан, прежде чем его использовали в составе «Жития кн. Константина», написанного др. автором, видимо, в 1554.

Хотя Ермолай-Еразм и находился в непосредственном общении с влиятельными церковными и политическими деятелями своего времени, он не принадлежал к какой-либо определенной группировке или к какому-либо из существовавших в то время идейно-политических направлений. В его сочинениях, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, противникам церковного землевладения, с др. — исследователи отмечают наличие концепции иосифлян в вопросе о соотношении церковной и царской власти. Не имея поддержки со стороны какой-либо определенной политической группировки, Ермолай-Еразм не смог сыграть сколь-либо значительной церковно-политической роли.

Преодолеть создавшуюся вокруг него неблагоприятную обстановку, видимо, не удалось, и примерно в н. 60-х Ермолай-Еразм постригся в монахи, о чем свидетельствует появившееся второе имя в списках некоторых его произведений («Ермолай, во иноцех Еразм»). Его писательское имя было еще известно в 60-е, но позже о нем забывают и произведения его переписываются как анонимные.

Благодаря счастливой случайности в настоящее время мы имеем сравнительно полное представление о творчестве Ермолая-Еразма. Дело в том, что его произведения (за исключением посланий) дошли до нас в 2 сборниках, написанных самим автором.

Наиболее важным публицистическим произведением Ермолая-Еразма является трактат «Благохотящим царем правительница», который был направлен им царю с предложением проведения социальных реформ. Это произведение датируется серединой века. Трактат содержит проект податных реформ и переустройства поземельного обеспечения военной службы. Автор «Правительницы», безусловно, сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство терпит непосильные лишения, более всего притесняемое боярством.

Поэтому он предлагает среди прочих реформ и такие, которые могли бы облегчить его тяготы. Ермолай-Еразм призывает царя к действиям на благо всего общества — «ко благополучию всем сущим под ним, не единеми велиможами, еже о управлении пещись, но и до последних».

Сочетание темы милосердия и христианской любви одновременно с осуждением и неприязненным отношением к вельможам и боярам прослеживается в его сочинениях назидательного содержания («Главы о увещании утешительнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучение о своей душе», «Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже»).

Однако надо отметить, что он стоял на твердых официальных позициях в вопросах церковной догматики, на протяжении многих лет он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, имеющую в XVI в. принципиально важное значение в споре с еретическими учениями.

Не случайно его «Книгу о Троице» переписывали рядом с «Просветителем» Иосифа Волоцкого. Но, в отличие от Волоцкого игумена, в спорах с современными ему русскими еретическими вероучениями Ермолай-Еразм участия не принимал. «Книга о Троице» и «Зрячая пасхалия» свидетельствуют о большой начитанности их автора в церковно-богословской литературе.

Ермолай-Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Ему принадлежат 2 произведения — «Повесть о Петре и Февронии» и «Повесть о рязанском епископе Василии», которые можно характеризовать как произведения художественной прозы. Эти повести были написаны одновременно — в к. 40-х, они имеют много общих черт: источниками для них послужили муромские легенды и изложены они в одной стилистической манере. «Повесть о епископе Василии» написана предельно сжато, сюжетные детали в ней не разработаны. Совершенства в разработке сюжета (ясность в передаче главной мысли, конкретность деталей, четкость диалогов, имеющих большое значение в развитии сюжета, композиционная завершенность) Ермолай-Еразм достиг в «Повести о Петре и Февронии». Определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. Влияние народного предания о муромском князе и его жене на Ермолая-Еразма оказалось столь велико, что он, образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель создать жизнеописание святых, написал произведение, несколько отличающееся от житийного жанра.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви князя и крестьянки. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Сюжет «Повести» таков. Петр, брат Муромского кн. Павла, мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, убивает змея, посещавшего жену Павла, приобретая его облик. Капли змеиной крови обрызгали Петра, и тело покрывается язвами. Отрок, посланный Петром на розыски лекаря, заходит в с. Ласкове в дом, где видит прядущую девушку, перед которой скачет заяц. Ее речь к вошедшему ставит отрока в тупик (она сетует: «Не лепо есть быти дому безо ушию и храму безо очию»; смысл этих слов в том, что нет в доме ни пса, который залаял бы, ни ребенка, который предупредил бы ее о приходе постороннего). Пораженный мудростью ответов девушки, отрок рассказывает ей о болезни князя. Феврония соглашается исцелить его с условием, что князь женится на ней. С помощью изготовленной Февронией мази Петр выздоравливает, но не выполняет своего обещания жениться (как может князь взять в жены дочь простого деревенского бортника!), и язвы возникают вновь. Вторично исцеленный Февронией, Петр женится на ней. Но боярские жены не хотят, чтобы ими повелевала княгиня — дочь «древолазца» (бортника). Они требуют изгнания Февронии. Она соглашается с выдвинутым условием, что ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Бояре не возражают, и Феврония уводит с собой мужа. После ухода Петра в княжестве начинаются распри, бояре просят Петра возвратиться и смиряются с кн. Февронией. Поразительна своим психологизмом сцена смерти святых. Супруги решают умереть «во един час». Чувствуя приближение кончины, Петр посылает к Февронии сказать, что он уже умирает. Но она хочет окончить вышивание воздуха (завесы) с изображением святых. Петр посылает снова, и снова Феврония просит ее подождать. И лишь на третий раз она прерывает работу, жестом домовитой хозяйки втыкает иглу в ткань, обернув ее остатком нити, и умирает. Их хоронят в разных гробах, но чудесной силой они оказываются в единой гробнице.

«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской мысли и литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

Дмитриева Р.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Повесть о Петре и Февронии Муромских / Древнерусский текст и пер. Л. А. Дмитриева // Русская литература XI—XVIII вв. М., 1988.

Литература:

Литература Древней Руси. Библиографический словарь. М., 1996.

Клибанов А. И. Реформационные движения в России. М., 1960.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС