Шахрастани
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шахрастани

1086-1153

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Шахрастани

Шахрастани (аш-Шахрастани Мухаммед ибн Абд аль-Керим; 1086-1153 гг.) — шафиитский факих и богослов, историк религии и философ. Родом из Шахра-стана (Иран). Современники, отдавая должное учению Шахрастани, обвиняли его в приверженности исмаилизму и в том, что в своих лекциях он никогда не ссылался на Коран и предания. Его осуждали также за попытки философского истолкования текста Корана. Шахрастани написал более десяти трактатов. До наших дней сохранились труды, посвященные анализу ашаритской богословской системы, фрагменты комментариев к Корану, полемика с Ибн Синой, а также «Китаб аль-милаль ван-нихаль» («Книга о религиях и сектах») — одно из самых известных и авторитетных изданий по истории религии. В первой части своего труда автор изложил историю ислама, а во второй — верования и религиозно-философские учения народов Средиземноморья и Востока.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 253-254.

Шахрастани, аш-Шахрастани, Мухаммед ибн Абд аль-Керим (умер в 1153 году) - мусульманский теолог и философ; писал по-арабски. Родился в Шехрестане (Восточный Иран). Автор работ по теологии и философии, свода биографий философов и ученых («Тарих аль-хукама» - «История мудрецов») и др. Наиболее значительный труд Шахрастани – «Китаб аль-милал ва-н-нихал» («Книга о религиях и сектах»). В нем приведены сведения о мусульманских и других религиозных и философских учениях и сектах древности и средневековья, в том числе о школах греческой философии, гностиках, языческих верованиях Ирана и Средней Азии, об иудейских и христианских сектах, индийских религиозно-философских системах. Труд Шахрастани - важнейший источник по истории ислама и мусульманского сектантства. Для Шахрастани характерны веротерпимость и стремление анализировать содержание идеологических систем.

П. А. Грявневич. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Литература: Гибб X. А. Р., Арабская литература, пер. с англ., М., 1960; Sourdel D., La classification des sectes islamiques dans le Kitab al-milal d'al-Sahrastani, "Studia Islamica", 1970, v. 31, p. 239-47.

Шахрастани Абу ал-Фатх Мухаммад Ибн Абд ал-Карйм, аш- (ок. 1075/1086, Шахрастан, Иран — 1153, там же) — арабо-мусульманский философ, представитель ашаритского калама, доксограф, историк религий. Получил традиционное мусульманское образование по фикху-праву и каламу-теологии. В 1116, на обратном пути из паломничества в Мекку, остановился в Багдаде, где в течение трех лет читал лекции в знаменитом медресе ан-Низамиййа. Затем отстаивал свои теологические взгляды в дебатах в городах Джурджаниййа и Нишапур, после чего возвратился в родной Шахрастан, посвятив себя преподаванию и литературному творчеству. Перу аш-Шахрастани принадлежит более 10 книг по богословию, философии, истории религий. В его творчестве отражается характерная для калама 12 века тенденция к сближению с арабоязычным перипатетизмом, сочетавшаяся с критикой некоторых положений последнего. С таких позиций составлен трактат «Противоборство с философами» (Мусара'ат ал-фаласифа), на который ат-Туси написал впоследствии ответное «Противоборство с Противоборством». В своем основном сочинении по каламу — «Предел отваги в науке калама» (Нихайат ал-ик- дам фй 'илм ал-калам») — аш-Шахрастани примыкает к ашаризму, хотя по ряду вопросов высказывает самостоятельное мнение. Некоторые источники приписывают ему (со ссылкой на не дошедшее до нас его сочинение «ал-Манахидж ва-л-байанат») своеобразную атомистическую концепцию. Наиболее известным из трудов аш-Шахрастанй является «Книга о религиях и сектах» (Китаб ал-милал ва-н-нихал), отличающаяся систематичностью и объективностью. Первая часть посвящена религиозным толкам в исламе. Вторая часть освещает религиозно-философские учения в рамках немусульманских культур (включая иудаизм, христианство, манихейство, зороастризм, религию сабиев, индуизм и буддизм), подробно излагает взгляды античных и арабо-мусульманских философов. Это сочинение неоднократно издавалось в Европе и мусульманских странах, переводилось на многие европейские и восточные языки.

Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 377.

Далее читайте:

Все о персах и Иране (универсальный указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Книга о религиях и сектах, ч. 1. Ислам, пер. и введение С. М. Прозорова. М., 1984.

Литература:

Беков К. Мухаммад аш-Шахрастани — историк философии. Душанбе, 1987.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС