Светлов Павел Яковлевич |
|
1861—? |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Светлов Павел Яковлевич (1[13].12.1861—?), богослов. Сын священника. В 1886 окончил Московскую Духовную академию. Преподавал богословские науки в Тифлисской Духовной семинарии (1887). С 1889 — законоучитель в Нежинском историко-филологическом институте при нем. Священник при церкви Нежинского историко-филологического института (1889). С 1897 — профессор богословия Киевского университета. Свою известную книгу «Значение креста в деле Христовом» (1892) Светлов начинает внимательным пересмотром и анализом святоотеческих текстов и свидетельств. Западной «юридической» теории он хочет противопоставить именно учение отцов. Но это отеческое учение он применяет с характерной односторонностью. У Светлова отсутствует учение о человеке. Вместо учения о человеке — нравственная психология, учение о грехе и возрождении. Здесь всего больше чувствуется психологическое влияние протестантизма и уход от патристики. Богословие нужно разрабатывать эмпирическим методом, как область фактов. Здесь нет места для метафизики. Светлов все время занят психологическим анализом. До Христа человек не мог поверить в добро, в любовь и прощение и не было у него доверия к самому себе. И вот во Христе открылось, что человек лучше, чем можно было думать до того, — «чрез Него мы полюбили человека, поверили в него, нашли смысл жизни». Христос показует в себе истину человека. «Евангелие спасло наше уважение к человеку, веру в его способность к добру». Христос своим учением возбуждает в людях любовь к Себе, и эта любовь ведет к «симпатическому подражанию». Но Христос не только учитель истины. Он еще и «Страдалец за истину и добро»; и ведь в этом мире само добро есть страдание, «добро есть крест». До Христа страдание пугало человека, как наказание и знак гнева, но чрез Христа оно становится радостным, как жертва. «Христианская религия есть религия Креста, т. е. страдания добра для победы над злом». И Крест нельзя понять вне идеи жертвы. Для Светлова именно понятие жертвы есть ключ к догмату Искупления. Высшая жертва есть любовь, и в этой любви — сила жертвы Христовой. «Удовлетворение» приносится Богу Любви, и приносимое есть сама любовь. «Христос в Своем святом сострадании к человечеству переживает на Самом Себе суд над человеком, всю судьбу, определенную грехом, и в этом сострадании к человечеству, сливая Себя с ним, выражает со всей полнотой и любовь к человечеству, и любовь к Богу Отцу. Христос страдает за людей, но не отдельно от людей, а вместе с ними. Его страдание было со-страданием, и Сам Он не только Страдалец но и Со-страдалец». Это соучастие в жертве Христовой дается нам в Святейшей Евхаристии, как жертве и таинстве, «без которого крестное жертвоприношение не было бы закончено». Светлов подчеркивает искупительное значение сошествия в ад, воскресения и вознесения. И завершается наше спасение в основании Церкви. В книге «Религия и наука» Светлов доказывает, что религия не враждебна науке. Он писал: «Религия вообще и христианская религия в частности с верой в личного и живого Бога Творца и Промыслителя, в откровение, чудо, в Божественность Иисуса Христа, Его Воскресение, в Святую Троицу и проч. наукой не опровергались и никогда не могут опровергаться ею, ибо среди естественных наук нет ни одной науки, которая могла бы заниматься этим. Враждебна вере не наука, а плохая философия, ложно прикрывающаяся именем науки». Прот. Флоровский Г. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Учение Фейербаха о сущности и происхождении религии // Вера и разум. Харьков, 1885. № 6, 7; Очерки позитивизма // Православное обозрение. М., 1888. № 11; Значение Креста в деле Христовом… 1892; Источники ходячего мнения о вере как противоположности разума. СПб., 1896; О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству проф. Н. И. Кареева. Казань, 1896; Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии. СПб., 1897; О месте богословия в семье университетских наук. Киев, 1897; Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения. Т. 1. Киев, 1899; Т. 2. Изд. 2-е. Киев, 1912; Курс апологетического богословия. Изд. 4-е. Киев, 1912; Религия и наука. СПб., 1913; Христианство, гуманизм и социализм как факторы истории. М., 1913; Мнимое несогласие веры в чудо с наукою. Пг., 1915; Есть ли основания к отделению Церкви от государства? Пг., 1917; О главных причинах неверия интеллигенции и безуспешности ее религиозных исканий. Киев, 1917. Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|