Сунь Ятсен |
|
1866-1925 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сунь Ятсен
Сун Ят-Сен, Сунь Ят-сен (в китайской литературном произношении - Сунь И-сянь, другие имена: Сунь Чжун-шань, Сунь Вэнь) (12.XI.1866 - 12.III.1925), - китайский революционер-демократ, друг Советского Союза. Родился в провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей. После окончания в Сянгане (Гонконг) медицинского института (1892) встал на путь непримиримой борьбы за свержение маньчжурской цинской династии, в которой видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая. В 1894 году создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей (окончилось неудачей). Вынужденный эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы, Сунь Ятсен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1896 году был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ятсену удалось освободиться из заключения. В 1905 году он создал в Японии более массовую, чем Синчжунхой, революционную органихацию Тунмэнхой (Союзная лига). Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»: национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа). На протяжении 1895-1911 годов руководимые Сунь Ятсеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против Цинской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую Республику. По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ятсен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. Будучи президентом, руководил деятельностью Нанкинского правительства, выработавшего демократическую, в тех условиях, временную конституцию Китайской Республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революционной борьбе китайского народа против маньчжурской монархии и национально-освободительному движению в Китае, дал высокую оценку Сунь Ятсену. Он назвал его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402 (т. 18, с. 145)), но в то же время указывал и на утопизм планов Сунь Ятсена избежать развития капитализма в Китае, отмечая сходство этих планов с воззрениями русских народников. После отречения в феврале 1912 года маньчжурской династии от престола, Сунь Ятсен вынужден был под давлением сил внутренней феодально-компрадорской реакции и империалистических держав сложить с себя президентские полномочия; однако он продолжал бороться с реакционными силами за создание демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан (Национальная партия), созданную вместо Союзной лиги. В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ятсен создал в эмиграции (Япония, 1914 год) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). Однако до Великой Октябрьской социалистической революции он непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутренней и внешней реакции. Победа Октябрьской революции в России оказала на Сунь Ятсена огромное влияние. В 1918 году он направил В. И. Ленину телеграмму, в которой выражал глубокое восхищение тяжелой борьбой революционных масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика Советской страны в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае царизмом, активная и бескорыстная помощь революционным силам Южного Китая, во главе которых он стоял, произвели на Сунь Ятсена неизгладимое впечатление. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу - столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов. На пост своего политического советника Сунь Ятсен пригласил осенью 1923 года старого русского профессионального революционера большевика M. M. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ятсен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушивался к советам друзей из СССР. Под влиянием идей Октябрьской революции и революционной практики Китая «три народных принципа» Сунь Ятсена наполнились новым содержанием и стали программой создания единого антиимпериалистического и антифеодального фронта. В 1924 году Сунь Ятсен провозгласил свои три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Россией, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Смерть Сунь Ятсена помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Последним документом, подписанным Сунь Ятсеном накануне смерти, было обращение к ЦИК СССР, в котором он выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества. Сунь Ятсену посвящена большая литература. Книги буржуазных авторов, изданные при жизни Сунь Ятсена, проникнуты, как правило, ненавистью к нему и к его стремлению превратить Китай в суверенное государство (J. О. P. Bland, Recent events and present policies in China, L., 1912; B. L. Mackay, China, die Republik der Mitte. Ihre Probleme und Aussichten, Stuttg.-В., 1914; и др.). В последние годы жизни Сунь Ятсена буржуазная пресса злобно нападала на него, называя «идеалистом», «слепым орудием в руках Кремля и китайских коммунистов». Книги 30-40-х годов американских, западноевропейских, японских и гоминьдановских авторов отличаются попытками изобразить Сунь Ятсена сторонником империалистических держав, набожным христианином, поклонником американской и английской буржуазной демократии, противником СССР (H. B. Restarick, Sun Yat-sen, New Haven - L., 1931; The triple demism of Sun Yat-sen, trad, by Paschal D'Elia, Wuchang, 1931; P. Linebarger, The political doctrines of Sun Yat-sen, Bait., 1937; St. Chen, and R. Payne, Sun Yat-sen. A portrait, N.Y., 1946, и др.). В книгах буржуазных ученых, изданных после победы Китайской революции (1949), Сунь Ятсена продолжают изображать другом Запада и "жертвой коммунистических интриг" (A. Whiting, Soviet policies in China 1917-1924, N. Y., 1954; Leng Shao-Chuan and N. D. Palmer, Sun Yat-sen and communism, N. Y., 1960). В то же время на Западе появляются книги прогрессивных ученых, дающих объективную оценку Сунь Ятсену (J. Chesneaux, Sun Yat-sen, P., 1959; Е. С. Pischel, Le origini ideologiche delle revoluzione cinese, Novara, 1958, и др.). Основоположником марксистской историографии о Сунь Ятсене был В. И. Ленин, который в своих работах, написанных в 1912-1913 годы, дал четкую оценку классовой сущности программы Сунь Ятсена, показал на примере жизни и деятельности китайского революционера-демократа, что в Азии буржуазия еще не исчерпала революционных возможностей и способна вести борьбу против феодальных и империалистических сил (В. И. Ленин, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Обновленный Китай, там же, т. 22 (т. 18); его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 2.3). Советские историки, опираясь на труды B. И. Ленина, проделали большую работу по изучению различных сторон 40-летней революционной борьбы Сунь Ятсена (перечень работ см. в кн.: Сунь Ят-сен (Библиографический указатель), составитель И. К. Глаголева, М., 1966). В КНР в 1957 году вышла книга Чэнь Си-ци «Сунь Ят-сен до образования Объединенного Союза» (Тунмэнхой чэнли цянь-ды Сунь Чжун-шань). Китайские ученые написали также ряд статей, освещающих различные этапы революционной деятельности Сунь Ятсена. В связи с 50-летием Синьхайской революции в Китае были опубликованы многочисленные воспоминания о Сунь Ятсене (см. в сб.: Синьхай гзмин хуэйилу (Воспоминания о Синьхайской революции), т. 1-6, Пекин, 1961-63). С. Л. Тихвинский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971. Сочинения: Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1-2, Пекин, 1956; в рус. пер. - Избр. произв., М., 1964. Литература: Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964; Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и мат-лов, М., 1966. Вернуться на главную страницу Сунь Ятсена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |