Сунь Ятсен |
|
1866-1925 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сунь Ятсен
Революционер-демократСунь Ятсен (12.11.1866, уезд Сяншань, ныне Чжуншань, провинция Гуандун,— 12.3.1925, Пекин, похоронен в Нанкине), китайский революционер-демократ. В 1892 окончил Гонконгский мед. ин-т. В 1894 основал антиманьчжур, революционную организацию «Союз возрождения Китая» и выработал её устав. Преследуемый властями, эмигрировал за границу. В 1905 в Токио стал инициатором объединения кит. революц. организаций в Китайский революционный объединённый союз. С победой Учанского восстания 1911 вернулся в Китай и был избран временный президентом Кит. республики. Не сумев опереться на широкие нар. массы, С. Я. под давлением феод. реакции внутри страны и империалистич. держав извне вынужден был оставить этот пост. В 1912 создал партию гоминьдан для продолжения борьбы за утверждение демократич. респ. строя. После того как в 1913 эта партия была запрещена властями, С. Я., вновь эмигрировавший за границу, в 1914 основал новую Кит. революц. партию, стремясь восстановить демократич. республику. В 1917 вернулся в Китай и возглавил воен. пр-во Юж. Китая. Огромное влияние на взгляды С. Я. оказала победа Великой Окт. социа-листич. революции в России. Ознакомившись с сов. опытом, С. Я. пришёл к убеждению о необходимости опоры на нар. массы; это нашло отражение в новой трактовке «трёх народных принципов», разработанных нм в 1905. Под принципом национализма он стал подразумевать сплочение всех нац. сил на борьбу с империалистич. господством в Китае, уничтожение милитаристских клик, объединение страны, достижение нац. независимости; под народовластием — демократизацию гос. и обществ, системы, введение конституц. респ. правления; под нар. благоденствием — реализацию крестьянских требований «каждому пахарю — своё поле», улучшение жизни рабочих и ограничение мо-нополистич. капитала. В 1923 он взял решит, курс на сотрудничество с СССР и пригласил в Китай группу сов. воен. и политич. советников, оказавших Кит. республике помощь в создании революц. вооруж. сил, подготовке воен. кадров и в реорганизации гоминьдана. На 1-м съезде гоминьдана С. Я. выдвинул политич. установки, явившиеся органич. частью «трёх народных принципов»: союз с СССР, союз с компартией Китая и опора на рабоче-крестьянские массы. Общественно-политич. и экономич. взгляды С. Я. претерпели серьёзную эволюцию: от утопич. надежд на возможность для Китая избежать язв капитализма С. Я. пришёл к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всякого экономич. угнетения, опираясь на рабоче-крестьянские массы страны и на помощь СССР. К концу жизни он сумел преодо,-леть распространённые среди кит. бурж. националистов идеи великодержавного шовинизма, т. н. расовой солидарности азиатов (пан азиатизма), всё твёрже становился на позиции интернационалиста, убеждённого в необходимости союза кит. и др. угнетённых народов Востока с СССР для совместной борьбы против мирового империализма. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я. выражал надежду на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Сов. Союзом к светлому будущему человечества. Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 8-ми томах. Вернуться на главную страницу Сунь Ятсена
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |